На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
30-05-14 Татары в городе Дзержинск

     Дзержинск второй по величине город Нижегородской области. Население города составляет около 250000 человек, из них примерно 6000 татар.
   Хорошо известно как коллективизация, раскулачивание, голод побудили миллионы бывших крестьян землевладельцев покинуть сельскую местность. В основном они перебирались в города, где значительно вырос спрос на рабочие руки в связи с индустриализацией. Не исключением были и татары, которые также массово мигрировали из деревень в города. И многие татары, желавшие построить новый социалистический город, в поисках лучшей доли уезжали в строящийся Дзержинск. Можно выделить три группы татар:

 



        Нижегородские татары - выходцы из Спасского, Сергачского и Краснооктябрьского районов. Татары, приехавшие на заработки в город, селились невдалеке от строившихся заводов («Ява», «Рулон») в барачных поселках. Во всех рабочих поселках, которые возникали стихийно, население было многонациональным, и так как татарское население представляло определенное большинство и проживало компактно, татары не отрывались от своей культуры, продолжали разговаривать на родном языке, чтили традиции. Поэтому старики, умудренные жизнью аксакалы, всегда ратовали и делали все для сохранения своей идентичности. Старались воспитывать любовь к своим традициям, к своему языку, к своей культуре, и во многом им это удавалось из-за того что они свято чтили свои традиции.
      В рабочих поселках в начале сороковых годов XX века, работали начальные национальные школы, где преподавался татарский язык, но после войны, к сожалению, это практика осталась в прошлом.
        Люди татарской национальности занимали и занимают руководящие должности во многих сферах: муниципальной, государственной. Не только земляки, а вес Дзержинск гордиться заслуженным мастером спорта Советского Союза, трехкратным обладателем кубка мира, многократным чемпионом Советского союза З.А. Умяровым который является почетным гражданином города Дзержинска за свои спортивные достижения и работу в городской думе.
В послевоенное время в рабочих поселках возродилась традиция отмечать татарские праздники (сабантуй, мяжлес), и даже русское население принимало участие в этих праздниках. Многие русские люди того времени владели татарским языком, уважали татарские традиции, ходили в гости к своим соседям, ели с удовольствием перемячи и татарскую колбасу казэ.
       В шестидесятые годы XX века вышло постановление Советского правительства о расселении всех поселков, которые находились вблизи с химическими заводами в городе Дзержинске. Процесс переселения продолжался в течение двадцати лет, последние дома из поселка Тимирязево, красный Химик были расселены только к восьмидесятым годам прошлого столетия. Так как процесс переселение шел достаточно медленными темпами, жители поселка были расселены в разные дома и разные районы города, хотя волей случая приходилось так, что некоторые дома были расселены выходцами из одного поселка. Даже в современном Дзержинске существуют дома, которые в народе именуют как татарские.
Старики, которые являлись носителями основного пласта татарской культуры, языка и традиций уходили в мир иной, следующее поколение, которое родилось и выросло, получило образование, и воспитание в городских условиях и не так трепетно относились к национальным ценностям. В современном городе не было национальных школ, где преподавался бы родной язык, не было культурных учреждений в котором сохранился бы национальный быт, в результате чего выросло целое поколение людей, которое называло себя татарами не зная при этом ни родного языка, ни своей истории, культуры и литературы.
        Правда, как «луч света в темном царстве» в 1973 году в городе Дзержинске появилась новая школа, которую возглавил энергичный и дальновидный руководитель Е.М. Беркович. Смыслом жизни для него стало патриотическое воспитание своих учеников на примере великого сына татарского народа автора «Моабитских тетрадей» М. Джалиля. На базе этой школы были проведены многие мероприятия посвященные творчеству Мусы Джалиля, был создан музей им. М. Джалиля где экспонировались многие материалы, касающиеся творчества легендарного поэта, каждый год в день рождения поэта Героя проводились дни памяти, гостями этих мероприятий были известнейшие татарские писатели Ильдар Шигапов, Рафаэль Мустафин, ветераны Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза, родственники поэта героя, а также татарская общественность, интересующаяся татарской поэзией, жизнью и подвигом поэта.
        С начала перестроечных процессов татарская общественность города Дзержинска стала открыто проявлять озабоченность по поводу потери родного языка, культуры и традиции. Поэтому встал вопрос о создании мусульманского храма. 25 января 1990 года был заключен договор между администрацией города Дзержинска и мусульманской общиной о покупке дома, под молельный дом в поселке Пушкино, который расположен недалеко от города Дзержинска. После покупки, этот дом, был перестроен под мечеть. В январе 1991 года была сделана попытка создания светской организации, которая являлась филиалом Нижегородской организации татарской культуры Туган Як, основной задачей этой организации являлось сохранение и развитие культуры, языка и традиции татарского народа. Одним из основных пунктов явилось создание воскресной школы, создание самодеятельного татарского ансамбля, также учреждение кружка татарской борьбы. Активисты этого общества Абдулхак Миргазымов, Адиля Газизянова, Гельсем Абубакирова, Рясим Сяфуков были инициаторами этого движения, но, к сожалению, по некоторым причинам эта организация не смогла получить государственной регистрации. В результате деятельности созданного общества, стала действовать воскресная школа, которую посещало двадцать ребят, это школа просуществовала всего полгода из-за отсутствия финансирования и нехватки преподавательских кадров.
       В 1994 году мусульманскую общину города Дзержинска возглавил молодой энергичный, искренне любящий свой родной язык, культуру, традиции, литературу, знающий наизусть много стихов и произведений татарских классиков Г. Тукая, М. Джалиля, П. Яруллина, Дардмана и многих других поэтов и писателей Г.С. Закиров. Именно под его руководством местная общественная организация «Туган як» и была зарегистрирована.
«Туган як» совместно с религиозной организацией мусульман г. Дзержинска в 1994 году впервые провел праздник сабантуй, и этот праздник превратился в общегородской праздник для всего населения города Дзержинска. Также были проведены круглые столы и конференции, посвященные сохранению идентичности татар, приглашались артисты из Татарстана, которые во многих культурных учреждениях показывая концерты на родном языке, услаждали слух любителей татарской музыки и песни. В здании мечети была открыта воскресная школа «Арафат» по изучению татарского языка. Татарская общественная организация «Туган як» тесно переплелась с религиозной организацией мусульман города Дзержинска.
        В 2004 году была создана Местная национальная культурная автономия татар города Дзержинска, эта организация, была создана, опираясь на федеральный закон от 17.06.1996 г. «О национально – культурной автономии». По закону две местные организации могли быть учредителями региональной культурной автономии татар. Созданные в одно время две организации МНКАТ г. Нижнего Новгорода и МНКАТ г. Дзержинска стали учредителями РНКАТНО и вот десять лет подряд эта организация представляет интересы Дзержинских татар во всех административных структурах, проводит много мероприятий направленных на сохранение культурных традиций Дзержинских татар.
        Первым председателем МНКАТ и РНКАТНО был имам-хатыб Дзержинской мечети Г.С. Закиров. Сегодня пост председателя МНКАТ города Дзержинска занимает М.Н. Фатыхов.
        В настоящее время в городе Дзержинске продолжается строительство нового религиозно-культурного комплекса, где рядом с соборной мечетью будут расположены здания под учебные корпуса, под халяль магазин и столовую. 7 июня торжественное поднятие полумесяцев на минарет новой мечети. А открытие религиозного комплекса планируется 9 августа 2014 г. На это торжество ожидается делегация из Москвы во главе муфтия Равиля хазрата Гайнутдина.


Примечание:
Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!