На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
Из истории народного творчества татар-мишарей.

Устное народное творчество, другими словами фольклор, возникло в глубокой древности. И существует у всех народов населяющих земной шар. Произведения фольклора учат нас патриотизму, упорству в достижении поставленных целей, они поэтичны в своем изложении, призывают к единству и непоколебимости духа. Устное народное творчество помогает лучше понять историю, культуру своего народа. Фольклор является золотым фондом мудрости и знаний, передающихся из поколения в поколение.



В школьной программе изучается народное творчество русского народа и родственных славянских народов, но мне стало интересно, а что же представляет собой фольклор татар-мишарей. Фольклор мишарей, как и других этнографических групп татарского народа, богат и разнообразен. В нем представлены различные жанры: сказки и легенды, баиты и песни, загадки, пословицы и поговорки. Рассмотрим идейное и социальное содержание фольклора мишарей, взаимосвязь с устным народным творчеством соседних народов.

Сказки - один из самых древних видов народного творчества. В большинстве из них, сохранились следы отдаленной эпохи, когда народ в страхе перед неизведанными силами природы одухотворял все сущее (Например, такие персонажи как акбуз ат – белая лошадь, койгорыш - птица счастья, представляли собой верных помощников героя сказок). Довольно часто персонажами сказок у татар-мишарей являются животные, обитающие в Среднем Поволжье. Но со временем, с изменением социально-экономических условий жизни, происходит изменение смысловой нагрузки древнего компонента сказок. Волшебные сказки и сказки о животных утратили характер мифа, и обогатились бытовыми деталями, вследствие чего традиционная волшебная обрядность сменилась реальными обрядами. Появилась группа сказок с ярко выраженной социальной сатирой, в которой обличались богачи, нажившие зажиточную жизнь за счет других. Героем же таких сказок является обычный крестьянин земледелец. Происхождение таких сказок более позднее. Многие сказки, такие как: «Ярлы Билал», «Жэннэт сакчысы», «Чыдамады», «Карунбай», показывают расслоение в  мишарских деревнях.

Значительное место в устном народном творчестве мишарей принадлежит легендам, среди которых есть очень древние по происхождению. Ряд легенд связан с возникновение селений, названий местности, отражает отношение между жителями отдельных селений. Древним жанром устного народного творчества мишарей являются также загадки, пословицы и поговорки. Но из-за слияния с загадками, пословицами и поговорками казанских татар, невозможно определить их специфичность.

Видное место в фольклоре татар-мишарей, так же как у казанских татар занимают баиты. Они складывались по случаю какого-либо чрезвычайного, часто трагического события в жизни народа или отдельного человека и точно отражали реальную действительность (например, о русско-японской войне «Япон сугыши бэете», о трагической смерти «Суга баткан Айша бэете»). Для них характерна своеобразная мелодия, но в прошлом они, возможно, исполнялись способом речитатива.

Самым распространенным жанром устного народного творчества мишарей являются песни: короткие, сюжетные, обрядовые, плясовые. Наиболее популярными являются короткие песни (кыска жырлар), представляющие собой четырехстрочные куплеты. Несмотря на то, что эти песни не содержат развитого сюжета, они отражают различные стороны жизни народа и имеют разнообразный характер. Мишарскую поэзию отличает от казанско-татарской большое число сюжетных песен, которые состоят из нескольких куплетов, скрепленных единством мысли (например, «Ярлы егет», «Узебез яшьлэр»). Богато была представлена и обрядовая поэзия (например, «Надруган», «жимчэчэк»). Как известно, календарные обряды во второй половине XIXв. потеряли свое основное значение и перестали развиваться. Наиболее полно представлена свадебная поэзия, которая содержит песни величальные (кияу мактау ерлары), шуточные (кодалар хурлау) и плясовые («Балдыкай»).

По своему своеобразию, устное народное творчество (фольклор) – является одним из самых демократических видов искусства. Человек сталкивается с народным творчеством, будучи еще ребенком, и на протяжении всей жизни, хоть изредка, но он обращается к фольклору.

По материалам книги Рамзии Гиниатовны Мухамедовой «Татары-мишары: историко-этнографическое исследование»

Nizgar

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!