На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
29-10-10 Председатель РНКАТНО Гаяз - хазрат Закиров об обычаях и обрядах татарской свадьбы.

Несмотря на то, что современные татары не проживают компактно, но разбросаны по городам и весям России, их свадебные обычаи характеризуются единством сути обрядов, свадебных чинов, угощений. Предлагаем вашему вниманию рассказ об обычаях и обрядах татарской свадьбы (туй йолалары) по материалам интервью Гаяза – хазрата Закирова журналу «Красивые люди».



 Основные различия связаны с религиозным обрядом бракосочетания, который являлся важнейшей, неотъемлемой частью свадебной обрядности, как у татар-мусульман, так и у православных христиан - кряшен. Несмотря на местные различия, татарский свадебный обряд характерен для большинства современных браков, что свидетельствует о религиозности и уважении к отеческим традициям.

Сватовство

Уважаемая женщина – яучы (сваха) – заранее наводила справки о семье предполагаемой невесты. У татар бытует пословица: «При выборе невесты не смотрите на красоту, обратите внимание на наследство». То есть, на славу рода: кто родители, ближайшие родственники, чем они славятся среди людей. У мусульман предпочтение отдается богобоязненности. Современные молодые люди сами решают свою судьбу, но обычаи сватовства и связанные с ним обряды соблюдаются повсеместно.

Если результаты «разведдеятельности» свахи устраивали семью жениха, то главный сват – башкода – авторитетный мужчина из родни жениха, или сама сваха давали знать семье невесты о предполагаемом дне сватовства.

Если выяснялось, что все согласны на брак, невеста одаривала сватов специальными полотенцами, вышитыми своими руками специально на этот случай. Когда веселые сваты, с красивыми полотенцами в руках, шли по деревне из дома невесты, каждый встречный понимал, что сватовство состоялось, и вскоре будет свадьба.

Во время сватовства стороны договаривались о количестве и качестве даров (калым), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины (түшек и ястык). Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег – (баш акча, тарту), которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, именуемых «махар». Это определенная сумма денег, передаваемая невесте на тот случай, если молодой муж вскоре после свадьбы вынужден будет сесть на коня и отправиться в военный поход (а это случалось часто). Эти средства позволяли молодой жене содержать себя и ребенка в то время, пока муж не вернется домой.

Обряд сватовства, в течение которого определялся и день свадьбы, завершался угощением.

Перед Богом и людьми

Татарская свадьба длится неделю. Основное торжество (никах туй) у татар-мусульман проводилось в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха и его близкие родственники. Они везли с собой калым и традиционное угощение. Это - пара гусей, пышные хлебы (калач, кумыч), тонкие сдобные лепешки, сладкие пироги и специальные свадебные лакомства – чак-чак и баурсак. Все это складывали в особый сундук (аш сандыгы) и везли на особой подводе (аш чанасы, аш арбасы).

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Приглашенный мулла в книгу регистрации брака записывал условия его заключения. Туда входили махар, продукты или их стоимость, которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку в прошлом сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.

Современные молодые мусульмане сами присутствуют при обряде никах и отвечают лично. Но необходимым условием совершения законного брака остается наличие двух или трех свидетелей (два мужчины или один мужчина и две женщины). В обряде мусульманского бракосочетания свидетели удостоверяют, что  совершен законный брак (халял) перед Богом и людьми.

Для совершения религиозного обряда не подходят современные декольтированные свадебные платья. Невеста должна быть одета, согласно мусульманской традиции, в хиджаб – длинное, до пят, платье с длинными, до кистей рук, рукавами. Голову ее должен покрывать специальный платок, завязанный так, чтобы открытым оставалось только ее лицо. Относительно жениха особых требований не предъявляется: он может быть в обычном европейском костюме, желательно только покрыть голову тюбетейкой.

У крещенных татар (кряшен) венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители (кыяматлык), выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи на всю жизнь.

Красная свадьба

У верующих мусульман существует запрет (харам) на спиртное. Ни гости, ни тем более, молодые не пьют за свадебным столом вина. В современных условиях приходится идти на компромисс: угощение после религиозной церемонии (никах туй) совершается без спиртного, а продолжение торжества в кафе или ресторане проходит обычным порядком: с вином, песнями, шутливыми поздравлениями и пожеланиями молодым и т. д.

В 1930-1960 гг. во всех татарских деревнях распространилась заключение брака убегом (ябышып чыгу). Молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты в свидетели. Наутро сваты из близких родственников юноши шли к родителям девушки с приглашением на угощение, во время которого проводился никах. Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. Торжество отличалось тем, что одновременно угощали за одним столом и мужчин и женщин разного возраста, много пели, плясали, шутили; и называлось появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).

Гусь на свадебном столе

После обряда никах начиналось угощение. На свадебном столе татар обязательно должны быть такие продукты, как масло с медом, губадия, коштеле – сдобная выпечка, которая в буквальном переводе с татарского означает птичьи языки. Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают гуся, казылык (вяленую колбасу), пекут оладьи, блины, большой гусиный бэлиш (закрытый пирог), также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.

Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье - гусь. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Считается, что птица, особенно водоплавающая, является символом семейного благополучия и плодовитости.

Сладкое блюдо из теста - чак-чак – считалось угощением невесты (кыз кумэче). Как правило, это блюдо готовит сторона невесты. Сдобное пресное тесто раскатывают в жгутики, затем режут на мелкие кусочки. После этого их обжаривают в большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывают на тарелку, заливают медом и украшают.

Одним из главных блюд на свадебном столе с давних времен является сладкий слоёный пирог из пресного теста - губадия. Для его приготовления выпекаются коржи из теста, которые потом чередуются с начинкой: сушеная малина, земляника, смородина, яблоки или изюм. Сверху губадию закрывают сочнем из теста и украшают. Обычно выпекают нечетное количество слоев: от трех до девяти. Количество слоев символично - оно определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы.

Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так, чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то приходилось печь новый пирог. Новую губадию уже после пира раздавали близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии, отец жениха накрывал её платком или домотканым полотенцем (тастымалом) и поверх клал деньги, выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги, которые предназначались молодым, на специальном подносе. Губадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые не присутствовали на свадьбе.

Чак-чак разрезала женщина, назначенная родителями невесты, обычно это была жена старшего брата или дяди невесты (кыз жинги). Перед разделыванием чак-чак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки и деньги. Как и губадию, чакчак разрезали на четыре части и одну четвёртую часть увозили в дом жениха.

Разделывать же гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. Гуся разделывали очень осторожно, с помощью специального ножа, стараясь не сломать косточки. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена «не перешагнула через голову мужа», затем обрезали крылышки и лапки - чтобы «муж не бил жену». Иногда жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали шею, а жениху - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он «на сторону не ушёл».

За свадебным застольем проходит одаривание молодых. У татар характерно не только дарение подарков жениху и невесте, но и взаимное одаривание двух роднящихся сторон. Родственникам, назначенным для разделывания перечисленных ритуальных блюд, также вручали подарки.

Под ноги – ковер, на стену – полотенце

 После того как разъезжались гости, в доме невесты тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем молодые проводят первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком (кыз куенына салу). Платил жених также и множество выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой; стелившим брачную постель, топившим баню, ребятишкам, которые специально за подарком приходили на свадьбу. Поэтому жених обычно вез с собой целый чемодан с подарками и угощением.

Затем для невесты наступала пора идти в дом мужа. Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и все односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке ковер, дорожку, вывернутую шубу или подушку, приговаривая доброе пожелание молодой.

Входя в дом, молодая жена вешала полотенце (элеп керу). Затем молодых сажали за стол. Жена должна была съесть горбушку хлеба с маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. В некоторых местах - сладкого напитка - шербета, который на подносе подает мать, старшая сестра или тетя жениха. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Затем проводили «обряжение дома»: снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты. Потом молодая шла по воду, ей показывали дорогу к роднику или колодцу,  с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала. У кряшен все обряды сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.

Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом доме. После отъезда сватов на специальное угощение, называемое «лапша снохи» (килен салмасы), в доме жениха собирали пожилых родственниц, соседок. В доме невесты проводили «возвращение котла» (казан кайтару) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения всех этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению, могли навещать друг друга.

Текст к публикации подготовила М.Смирнова

Nizgar 

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!