На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Миграции нижегородских татар-мишарей как одна из основ для взаимодействия мусульман России в начале XX в.

В данной статье предпринимается попытка в основных чертах обозначить причины и направления массовых перемещений нижегородских татар-мишарей в рамках Российской империи в период с XVI до середины XIX вв. Актуальность этой проблемы обусловлена следующими положениями:



Без исследования происходивших в истории татарской нации миграций невозможно понять этногенез и раннюю историю этноса.

Ее рассмотрение помогает уяснить историю тех или иных селений, откуда уходили мигранты.

Современные миграционные процессы понимаются более глубоко, если исследованы особенности миграционного процесса в целом.

На сегодняшний день заявленная проблема практически не имеет исследователей. Однако существует ряд работ, которые позволяют глубже понять объект изучения. По сути, они делятся на две группы. В первую группу входит литература общего характера. Среди прочих, нельзя не отметить работы казанских историков, например, А.Халикова1, Д.Исхакова2 и других. Благодаря их исследованиям мы можем представить некоторые базовые основания разработки темы. Вторая группа материалов дает нам некоторое представление по конкретике отдельных миграционных потоков (см., например, монографию Р.Г.Мухамедовой3 – известного исследователя истории мишарей).

Основными источниками исследования являются ревизские сказки, межевые дела, разрядные, писцовые книги. Можно утверждать, что источниковая база достаточно богата. Однако сложность заключается в том, что материал фрагментарен и рассредоточен по источникам разного вида.

В историческом процессе миграционные потоки нижегородских мишарей различались по причинам, степени интенсивности, по характеру и масштабам, продолжительности перемещений. Об этом свидетельствуют нижеприведенные факты.

Общей картины переселения татар-мишарей в XVII в. на засечные черты Поволжья историки пока не создали. В этом плане небезынтересны работы Р.Г.Мухамедовой, а также крупного специалиста по перемещению служилых татар в пределах Нижегородчины С.Б.Сенюткина. Согласно его данным, в XVII в. курмышские служилые мурзы и татары привлекались на службу в Саранск, Козмодемьянск, на Дон. В 1639 г. служилые татары Нижнего Новгорода вместе с другими служилыми людьми были переведены в Сибирь для усиления крепостей Тобольск и Тара. Нижегородских татар привлекали к строительству Сызрани. В 1688 г. алатырцев направили под Уфу для контроля над беспокойной Башкирией4.

Первоначальное заселение земель Башкирии происходило за счет служилых мишарей. Служилые татары, определенные государством служить в Уфе (с момента ее основания в 1586 г.), происходили из Алатырского, Курмышского и Арзамасского уездов. В одном из сообщений правительству от 13 января 1735 г. говорится, что «мещеряки, то есть служилые татара из разных городов по указом сначала города Уфы и после накликаны и определены служить по Уфе, а живут, нанимая земли у башкирцев, и за службою никакого ясаку не платят. Сей народ не коренной, из алатырского и симбирского (выделено мной. – Ю.Г.) уездов, а по грамоте 1598 г. велено служить им, мещерякам, по городу Уфе, с дворянами и иноземцами, что ими и продолжаемо по 1735 год»5.

В Поволжье и Приуралье на всем протяжении исследуемого периода параллельно шла свободная колонизация. В Оренбургскую губернию на незанятые земли на протяжении XVIII в. переселялись нижегородские татары. В марте 1781 г. в Нижегородское наместническое правление было подано ходатайство 14 служилых татар Сергачской и Васильской округи (дд. Уразовка, Овечий Враг, Ключищи, Базлово) о «переселении на отысканную ими в Оренбургской губернии Уфимского уезда, по близости сшедших туда в 1779 г. их свойственников Куркулимской волости у старшины из башкирцев Мурзагулова с товарищи…землею, состоящею у р.Демы с угодьями»6. Они писали, что в их деревнях пахотной земли «имеется самое малое число, отчего претерпевают крайнюю нужду и к платежу податей и повинностей пришли в несостояние». Поэтому с отпусками наместничества уехали ранее туда, обзавелись инвентарем, поселились на хуторах. В челобитной просили причислить их в новое сельское общество.

В сентябре 1783 г. было подано прошение 119 татар Сергачской и Княгининской округи о переселении на казенные земли Оренбургской губернии. Тогда же несколько татар деревень Овечий Враг, Шубино, Ключищи переселились в Тобольскую губернию7.

Такие же процессы имели место и в XIX в. Судя по архивным данным, в период с 1815 по 1834 гг. 279 мужчин — жителей села Медяны Курмышского уезда Симбирской губернии переселились в Ставропольский уезд Симбирской губернии, Уфимскую губернию, Стерлитамакский уезд Казанской губернии. Тогда же малоземельные семейства деревни Малое Рыбушкино Курмышского уезда решили выехать на свободные земли Ставропольского уезда (дд. Филипповка, Аллагуловка, Самогулловка, Висловка и др.)8.

Отметим, что миграционные потоки шли постоянно, практически не прерываясь. Ситуация в стране изменялась, как менялся и статус самих татар это, в конечном итоге, и корректировало причины перемещений. Назовем наиболее важные из них:

— необходимость несения военной службы: перемещения на вновь организуемые сторожи и крепости в Поволжье (типично для XVII в. – первой половины XVIII в.);

— земельные проблемы (вышли на первый план в XVIII в. и были актуальны на всем протяжении века, а также до середины XIX в., когда стал возможен выход крестьян в торговлю и товарно-денежные отношения);

— налоговые тяготы, стремление уклониться от военной службы и лашманства;

—неурожаи и эпидемии (местная специфика).

В историческом процессе часть миграционных потоков закреплялась на той или иной территории, часть по тем или иным причинам пресекалась и не оставляла следа. Сохранившиеся населенные пункты мигрантов в начале XX в. становились объектом идеологического воздействия со стороны представителей тюрко-татарской элиты России в условиях усиливающейся политизации общества.

1 Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья.– Казань: Тат.кн.изд-во, 1978.

2 Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской этнографической области в XVIII – XIX вв. // Советская этнография. 1980. №4. С.25 – 39.

3 Мухамедова Р.Г. Татары-мишаре. М.: Наука, 1972.

4 Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.

5 Материалы по истории Башкирской АССР. Т.5. М;– Л., 1960. С.581. На эти факты также указывает П.И.Рычков в сочинении "Топография Оренбургской губернии" – Оренбург: Тип.Б.Бреслина, 1887. С.72-73.

6 Снежневский В.И.. Опись журналам Нижегородского Наместнического правления. 1781 – 1783 гг.// Действия Нижегородской Губернской Ученой архивной комиссии. Т.3 – Н. Новгород: тип.губ правл., 1898. С.103.

7 Там же. С.187.

8 Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История татарских селений Большое и Малое Рыбушкино Нижегородской области (XVI-XXвв.) – Н.Новгород: Изд-во.ННГУ, 2001. С.49.

Ю.Н Гусева

к.и.н., доцент, Самара.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!