На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
20-03-2007 Полпред президента в ПФО Коновалов встретился с лидерами национально-культурных автономий

19 марта в гербовом зале Нижегородской ярмарки полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Александр Коновалов провел встречу с лидерами национально-культурных автономий и национально-культурных обществ ПФО.

Участники встречи обсуждали вопросы совершенствования системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями по вопросам профилактики сепаратизма и экстремизма на национальной и религиозной почве.  Коновалов отметил, что представителям различных национальных культур и народностей, проживающим в России, необходимо извлекать максимум пользы от своего сосуществования и взаимодействия. По мнению полпреда то, что Россия является страной разных культур и цивилизаций, нужно рассматривать не как источник проблем и конфликтов, а  как прерогативу и источник успеха.

 Во встрече приняли участие председатель совета Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Гаяз Салихович Закиров и президент Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Нижегородской области Заур Шикарович Идрисов. Предлагаем вашему вниманию тексты их выступлений.

Председатель совета РНКАТНО Гаяз Салихович Закиров:

«Сегодня многое говорится о прогрессе в национально-культурной сфере, но давайте посмотрим фактам в лицо. Уже долгие годы в городах Нижегородской области, как и почти во всех других регионах Поволжья можно получить образование только на русском языке. А ведь по мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе, его перестают изучать более 30% детей. В соответствии с Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств, подписанной Россией, разные народы имеют право получать образование на родном языке. Например, согласно статье 8 («Образование») государство может по своему усмотрению принять обязательство по организации преподавания на языках меньшинств в системе дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего, вечернего или непрерывного образования. Но этого не происходит. Русские дети в национальных республиках России, отчасти в странах СНГ и даже в государствах Прибалтики этим правом обладают, но не татары, которые живут на своей земле многие века.

О мусульманских школах-мактабах в Поволжье писали арабские путешественники уже в начале X века. В 1918 г. только в Нижегородской губернии было 82 мактаба и ряд медресе, в том числе и в губернской столице, 48 из них были преобразованы в советские татарские школы. До 1950-х школы эти школы, хотя уже с советским содержанием продолжали существовать в городах нашей области.

В 1920-е г. только в Нижнем Новгороде существовали 11 объектов национально-культурной инфраструктуры татар. Среди них:
1. татарский педтехникум;
2. 3 светские школы;
3. 3 детских сада;
4. клуба с библиотеками.

5. самодеятельный татарский театр.

Центром просвещения на селе стал национальный Красноотябрський район. Работала национально-культурная инфраструктура татар и в городах: Балахне и Дзержинске. Теперь там действуют только мечети, которые мы создали уже в 1990-е гг.

Благодаря этой разумной политике и пережил Советский Союз военное лихолетье. Посмотрите, пожалуйста, на список героев Советского Союза-Нижегородцев. Его, по алфавиту, возглавляет татарин. Мы хорошо почувствовали разницу в политике в прошлом году, когда со всей Россией отмечали юбилей поэта-героя Мусы Джалиля. По всей губернии татары-мусульмане провели мероприятия в честь Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии, но не дождались мы реальной помощи от властей. А ведь Джалиль работал в общесоюзной татарской прессе, в том числе и детской, сотрудничал в Центральном издательстве народов СССР, поставлявшем учебники на татарском языке всему огромному Союзу СССР. Все эти издания закрыли в 1941-м, да так и не открыли потом. А в 1991 г.  не потребовалось ни одного выстрела врага, чтобы СССР развалился. Мы не хотим для России участи СССР, и поэтому будем сохранять татарскую культуру и религию Ислама с помощью или без помощи властей…    

С 1990-х г. существует доктрина Тишкова, которая борется со всяким влиянием  Татарстана вне республики.  Спокойно относятся только к проведению  Сабантуев.  Хотят, видно, перетягиванием каната остановить хизбутов и ваххабитов. Боюсь, не выйдет. Когда у нас, татар, по всей России были свои мечети, медресе, мектебы и светские школы, не было в России мусульман-террористов и экстремистов. Об этом надо думать властям и бороться с  экстремистами и их русскоязычной литературой, а не с татарскими учебниками, воспевающими братство народов и великий подвиг Советского народа в Отечественной войне. Мы ее выиграли благодаря братству народов и пролетарскому интернационализму. А Первую Мировую войну, когда говорилось, что Россия борется  с мусульманской Турцией, чтобы воздвигнуть  крест на Айя-Софию, наша страна проиграла.

Татары не хотят забывать родной язык, но у них нет возможности его учить. По данным Всероссийской переписи 2002г. в Приволжском Федеральном округе (ПФО) на 4.063.720 этнических татар приходится 4.355.618 человек, владеющих татарским языком. Число учащихся на татарском языке в новой России (вне Татарстана) все сокращается. Если в 1990 г. на родном языке разговаривали 38.553 ребенка-татарина, то в 2003 г. всего 29.943. Введение русскоязычного ЕГЭ означает фактически похороны национальной школы, так как после нее нельзя поступить ни в один вуз. 

Если государство не готово вкладывать стабильные средства на развитие образования нерусских народов, то  как в царские времена можно было бы поддерживать благотворительную деятельность мусульманских бизнесменов. Ведь России важно не унифицировать народы и культуры, а предоставить им возможность развиваться. Таким способом великая Екатерина покоряла
казахские степи, а ее правнук Александр II — Кавказ и Среднюю Азию. Тогда за госсредства открывались мусульманские типографии, печатались Кораны, строились мечети, учились в медресе и гособразовательных заведениях дети мусульманской элиты. Сегодня в странах СНГ лицезреют совсем другую национальную политику России, а ПФО у нас округ пограничный. На примере нижегородских, касимовских и других татар видно совершенно иное: православизация школы, мизерное финансирование национально-культурных организаций,
нежелание власти оказать влияние на бизнесменов, чтобы помочь своей нации и религии.

В России делаются красивые жесты вроде проведения саммита СНГ в Казани, вступления в качестве наблюдателя в Организацию Исламская Конференция, встреч с лидерами мусульманских государств. Но за ними не видно реальных шагов, направленных на сближение с нерусскими народами. А ведь советский режим научил народы СССР знанию великого русского языка и пониманию сути происходящего в России.  В самой России очень много сторонников сохранения православных храмов и русских школ на постсоветском пространстве. И это правильно. Поэтому сегодня открытие мечети в Аразмасе, татарской или азербайджанской гимназии в Нижнем Новгороде (как в Москве), национального, а не православного теологического  отделения в пединституте сделают гораздо больше для гармоничного развития межнациональных и межгосударственных отношений, чем все наши красивые слова. Амин…»

Президент РНКААНО Заур Шикарович Идрисов:

«Уважаемые участники конференции! Разрешите приветствовать вас от имени азербайджанцев Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Благодарю Вас за то, что в этот будничный день вы нашли время для того, чтобы собраться здесь и обсудить, на мой взгляд, самые животрепещущие для всех нас на нынешнем этапе развития российского общества проблемы — реализацию государственной политики в сфере национальных вопросов, поиск путей укрепления диалога между представителями разных национальностей, противодействия ксенофобии и нетерпимости.

Национально-культурная автономия азербайджанцев в нашем городе существует всего несколько месяцев. А чуть менее недели назад на базе Местных национальных автономий азербайджанцев города Дзержинска и Нижнего Новгорода была учреждена Региональная автономия азербайджанцев Нижегородской области. Создание этой организации было для нас вынужденным шагом. К нашему великому сожалению, в Нижегородской области участились случаи проявления межнациональной вражды и нетерпимости, которые в особенности коснулись моих соотечественников. Позвольте напомнить вам, что с самых первых дней этого года по области прокатилась волна жестоких нападений на выходцев из Азербайджана. Так, 6 января жертвами нападения группы скинхедов, превышавшей численностью 30 человек, стали трое азербайджанцев в городе Балахна; 8 февраля было совершено двойное нападение: в Нижнем Новгороде с особой жестокостью была учинена расправа над азербайджанцами-работниками одного из Нижегородских кафе, а в городе Балахна банда фашиствующих молодчиков избила жителя города-азербайджанца.

Но систематические нападения на наших соотечественников, демонстрирующие ксенофобные настроения, царящие в области, — лишь часть проблем, которые встали перед местной азербайджанской общиной. Притеснения испытывают и те азербайджанцы, которые занимаются здесь бизнесом. Недостаточно хорошо проработанное законодательство в сфере вопросов миграции чрезвычайно затрудняет процесс регистрации и социальной адаптации вновь прибывающих граждан.

В значительной степени ущемлены права наших детей в системе образования, которая является значительным фактором социальной мобильности, включенности в общество. Возникает межличностная и межгрупповая конкуренция за места в учебных учреждениях — в школах, вузах, аспирантуре, — а также в учреждениях управления, в научно-исследовательских институтах, творческих союзах и так далее. И в большинстве случаев — и ни для кого это не секрет — это соперничество заканчивается не в пользу представителей национальных меньшинств.

Приезжая сюда, мигранты оказываются вне своей традиционной культуры, и больше всего они ощущают на себе резкое сужение сферы применения родного языка. Наши дети лишены здесь возможности изучать родной язык за пределами семьи, получать образование на нем в то время, как Россия требует этого для русского меньшинства в странах Прибалтики. Итак, без государственной поддержки проектов по развитию нашей культуры, телевидения, издательской деятельности, которые помогли бы нам избежать ассимиляции и культурной унификации, мы просто вынуждены прибегать к созданию организаций и общественных объединений, которые отстаивали бы права и представляли бы интересы наших соотечественников.

Думаю, что я сейчас обрисовал круг проблем, с которыми сталкиваются многие мои коллеги из других национально-культурных автономий. Как мне представляется, решение этих проблем на государственном уровне смогло бы отвратить от нашей страны обвинения в унификации культур.

Благодарю за внимание».

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!