Слава о трудолюбивости
азербайджанского народа простирается далеко.
Примерами тому служат судьбы многих выдающихся сынов
азербайджанского народа, которые находят себя даже
вдалеке от Родины. Сегодня в гостях у нашей Чайханы
Илгар Салехович Мамедов — генеральный директор фирмы
«Стройкомплекс», депутат земского собрания,
секретарь политсовета Ветлужского местного отделения
партии «Единая Россия».
—
Когда вы приехали, с чего начинали свою жизнь здесь,
в Нижнем Новгороде?
— Я
приехал сюда, в Нижний, в 1986 году после службы в
армии. Здесь тогда жил и учился мой родной брат, и
мое знакомство с Нижним Новгородом и с Нижегородской
областью началось именно благодаря ему.
Я приехал к нему и начал работать. На тот момент у
меня было только 10 классов образования.
В Нижнем (тогда в Горьком)
я
устроился в ремонтно-строительное управление помощником
плотника. Через полгода стал плотником II разряда. И вот так пошло. Днем работал, вечером учился на
подготовительном отделении в Горьковском
строительном институте. Через год поступил туда на
факультет промышленно-гражданского строительства.
Параллельно я продолжал работать. Когда учился на
втором курсе, я был уже мастером, после этого, на
третьем курсе, я был начальником участка, а на пятом
— уже главным инженером. По окончании института в
1991 году я стал генеральным директором фирмы «Стройкомплекс».
Если честно, во времена Советского Союза не
приходилось сталкиваться с такими трудностями, как
это бывает порой сейчас. Все советские народы
действительно ощущали себя единой семьей. Мы тогда
не воспринимали Россию и Азербайджан как отдельные
страны. Поэтому, приехав в Нижний Новгород, я думал,
что отучусь и вернусь обратно. Но все сложилось
по-другому. Здесь у меня появилась уверенность в
своих силах. Только здесь я своим трудом, своими
знаниями начал зарабатывать деньги. Дома я помогал
родителям, но это естественно, это качественно
другой труд — это помощь.
Потом я получил второе высшее образование в
Нижегородс-ком государственном университете им.
Н. И. Лобачевского — юридическое. Оно было просто
необходимо мне, поскольку я стал руководителем
строительной компании, и мне потребовалось вникать в
эти тонкости. В те годы законодательство начало
очень стремительно меняться, и, к сожалению, это
продолжается и сегодня.
Вот так начался мой путь здесь, на Нижегородской
земле. Скажу откровенно: Нижний Новгород я считаю
своей второй Родиной. Родина — это, прежде всего,
место, где ты родился. Но Родиной можно также
считать и то место, где начался твой самостоятельный
жизненный путь, где формируется твое представление о
вещах, где тебя окружают люди, которые тебе дают
поддержку. И вот это для меня именно Нижний Новгород.
Но во всем, чего я достиг и до 91-го года, и до
сегодняшнего дня, есть заслуга моих родителей,
воспитания, которое они мне дали, заслуга и моих
друзей, среди которых, к слову, люди разных
национальностей, которые были со мной все эти годы.
— Во времена Советского Союза все
люди ощущали свое единство. Как изменилась эта
обстановка сейчас?
—
Дело в том, что во времена Советского Союза в силу
специфики внутреннего устройства государства —
отсутствия деления на отдельные республики, единой
экономики — не было ощущения границ между нами. Все
— и руководители, и простые рабочие — часто ездили
по всей стране. И разграничения по национальности
тогда не было. К сожалению, после распада Советского
Союза, когда образовалось несколько отдельных
государств, каждое из них начало, что называется,
тянуть одеяло на себя, и начались череда этих
ужасных межнациональных, порой братоубийственных
конфликтов. Это до сих пор во многом определяет
межнациональные отношения и сейчас.
Но, слава Богу, сейчас все более или менее уже
нормализуется по сравнению с тем, как все было до
2000 года, — конфронтация пошла на убыль. Мне, как
представителю власти, особенно отрадно, что важность
создания бесконфликтного пространства в нашей стране
понимают на высших уровнях. В частности, на
последней встрече президента Владимира Путина с
руководителями отделений партии «Единая Россия»
председатель Госдумы Борис Грызлов внес предложение,
поддержанное президентом. В преддверии выборов в
партиях неизменно возникают порой неприкрыто
националистические настроения. Поэтому, чтобы
пресечь возникновение экстремистских по духу
программ в партии, он предложил собрать вместе
руководителей всех партий, общественных организаций
и выработать необходимые меры. Такая инициатива, на
мой взгляд, демонстрирует, что в Госдуме обращают на
эти вопросы самое пристальное внимание.
— Как вы считаете, повлияло бы
каким-то образом на решение вопросов борьбы с
ксенофобией мусульманское представительство в
органах государственной власти?
—
Возможно, мой ответ можно будет счесть
парадоксальным. Но за те 16 лет, что я являюсь
руководителем, никогда в жизни национальность или
вероисповедание не были для меня критерием оценки
человека: я не принимал людей на работу и не выбирал
тех, с кем мне общаться, по этим признакам. Может
быть, это потому, что когда я общался с другими
нижегородскими руководителями — православными,
иудеями, — с их стороны я тоже никогда не ощущал
такого отношения к себе.
Поэтому я не могу сказать, что в органах власти
должен присутствовать какой-то процент мусульман.
Самое главное, чтобы люди, занимающие ответственные
посты в органах власти всех уровней — местных,
областных, федеральных, — были достойными людьми.
— В этом году мы отмечаем 100-летний
юбилей первой мусульманской фракции в Госдуме. Вам
не кажется, что сегодняшняя ситуация очень похожа на
ту, что была тогда, столетие назад, и что сегодня
назрела необходимость в представлении интересов
мусульман на более высоком уровне?
—
Позволю себе не согласиться с такой постановкой
вопроса. Дело в том, что закон на федеральном уровне
не принимается отдельно для мусульман, отдельно для
евреев, отдельно для христиан — закон един для всех,
независимо от вероисповедания. Дай Бог, чтобы у
законодательной власти стояли достойные люди,
которые никогда не примут таких законов, которые
ущемляли бы чьи-то интересы. Если создать
мусульманскую фракцию, отдельно православную фракцию,
тогда у нас получится просто религиозное
правительство.
— Возвращаясь от вопросов
федерального масштаба к нашим локальным делам, хочу
попросить вас прокомментировать один эпизод. Не так
давно на одном из нижегородских рынков появился
плакат с призывом к русским покупателям поддержать
русских продавцов и не способствовать обогащению
мигрантов.
— В
ответ на это я могу сказать только то, что умный
человек купит на рынке то, что ему понравится, если
его устраивает цена и качество продукта, который его
интересует, — независимо от того, кто продавец.
Главное, чтобы продавец осуществлял свою
деятельность на законных основаниях.
Наш президент неоднократно подчеркивал, что мигранты,
в частности, из Азербайджана, являются такими же
гражданами страны, если они находятся здесь законно.
У нас в государстве, к сожалению, есть люди,
заинтересованные в создании национальной
напряженности, которые поэтому сталкивают людей
лбами. И нужно просто понимать, что если человек
занимается предпринимательской деятельностью законно,
платит налоги всех уровней — независимо от его
национальности, то часть тех денег, которые вы
заплатите за продукты, вернется к вам же — в виде
детских пособий, благоустройства территории около
дома.
Я согласен с тем, что, к сожалению, не все
занимаются предпринимательством на законных
основаниях, и вот с этим действительно нужно
бороться.
И потом, очень печально, что азербайджанцев
однозначно ассоциируют только с «торгашами». В этом
плане пример с этим плакатом не очень показательный,
потому что на рынке мы имеем дело немножко с другим
контингентом — туда приходят люди попроще, которые
не ведутся на такого рода провокации просто в силу
того, что их интересует качество и цена тех
продуктов, за которыми они приходят на рынки, а не
национальная подоплека этого вопроса.
— Каким образом создание национально-культурной
автономии азербайджанцев в городе может повлиять на
эту ситуацию, на восприятие азербайджанцев в
обществе?
—
Ее первоочередной задачей, как мне представляется,
должно быть распространение положительного образа
нашей нации. Ведь азербайджанцы живут здесь не один
десяток лет, и они не все торгуют на рынке. У нас в
Нижнем Новгороде живет очень много достойных людей,
и они очень много делают на его благо. Среди
азербайджанцев в нашем городе очень много прекрасных
врачей, работников внутренних дел — полковников,
капитанов, — бизнесменов, которые занимаются
благотворительностью, очень много людей, которые
состоят на госслужбе — в муниципальных, областных
учреждениях.
Поэтому я очень рад, что в городе появился такой
культурный центр. Мне кажется, он должен объединить
всех азербайджанцев. Автономия должна довести до
всех людей, независимо от национальности, что мы,
азербайджанцы, — равноправные члены этого общества,
члены этой большой семьи, что мы не отделены от всех
остальных сообществ. Очень многие женятся здесь,
здесь растут наши дети и внуки, здесь наш дом, наши
друзья. Мы считаем себя азербайджанцами, но мы живем
здесь и считаем себя частью этого общества, и
поэтому делали, делаем и будем делать все для того,
чтобы Нижегородский край процветал.
— А насколько большое значение
отводится сохранению именно азербайджанского духа в
смешанных семьях?
— В
смешанных семьях дети ходят в русские школы,
общаются в основном с русскими людьми. Но вместе с
тем они знают и азербайджанский язык. Терять свои
корни нельзя. Дети должны знать историю своего
народа, традиции и находить этому применение.
Когда мы молодые, мы думаем о себе, когда женимся,
мы думаем уже о нас двоих, мыслим за двоих. А вот
появление на свет ребенка — это двойное рождение. С
рождением ребенка появляется на свет и смысл твоей
жизни. Появляется желание жить ради ребенка.
Помню, как много лет назад, когда болел мой папа, он
сказал: «Не дай Бог со мной что-то случится, как они
будут жить?». То есть человек боится не своей смерти,
не о себе печется, а боится оставить своих детей
одних. И это то, что я хочу пронести с собой через
всю жизнь, — заботиться о своих детях, делать все
для того, чтобы они жили счастливо. И в то же самое
время не забыть своих родителей. Я всегда считал,
что я во всем могу положиться на Всевышнего,
которого я не вижу, но в которого верю. А на земле
моя опора — это мои родители. Потому что все, чего я
достиг в своей жизни, то, что растут мои дети и я
радуюсь, глядя на них, — это все благодаря им.
Поэтому для меня их присутствие, их здоровье — это
самое главное.
Первые слова, которые произносит ребенок, — это «мама»
и «папа». А по-азербайджански это «ата» и «ана». И
это они говорят еще тогда, когда они еще не знают,
кто они — какой национальности и вероисповедания. И
вот так, в родителях и детях хранится связь
поколений и связь времен.
Беседовала
Наиля Тарджиманова