135-летие
зачинателя татарской прозы Мухаммад-Загира
Бигиева, отмечаемое в этом году,
практически осталось незамеченным. На то
существуют веские причины. С одной стороны,
1000-летие Казани затмило другие, более
мелкие события, а с другой — отсутствие
информации о точной дате рождения
татарского писателя не дает возможности
приурочить его юбилей к конкретному месяцу.
Впрочем, и сведения о годе рождения
Мухаммад-Загира Бигиева не есть истина в
последней инстанции: названный когда-то его
младшим братом, не менее известной
личностью — татарским богословом Мусой
Бигиевым, год рождения был выведен,
согласно мнению татарских литературоведов,
на основе одного из произведений Загира
Бигиева, где он вскользь говорит о своем
возрасте.
Однако не
это главное. Круглые даты дают хорошую
возможность вспомнить о наших великих
предках, еще раз обратиться к их наследию,
тем делам, которые они совершили во благо
своего народа и родины. Все это в полной
мере относится и к личности Мухаммад-Загира
Бигиева. Он был не только писателем, а еще
вел огромную работу по пропаганде и защите
Ислама от необоснованных нападок
миссионеров, вел с ними переписку, принимал
активное участие в богословских дискуссиях,
где отстаивал свою точку зрения.
Род Загира
Бигиева уходит корнями к татарам-мишарам
Пензенской губернии. Мухаммад-Загир
Бигиев родился в 1870 году в Ростове-на-Дону.
Его отец, ахун Ярулла бине Габделькарим
Бигиев, был родом из деревни Кикино
Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне
село Кикино Каменского района Пензенской
области). Поэтому, наверное, на вопрос: «Из
каких мест?» — Загир Бигиев отвечал: «Из
Пензенской губернии, из Чембара» (ныне г.
Белинский Пензенской области), считая себя
чембарцем.
Ярулла
Бигиев был хорошо образованным человеком.
Помимо того, что он обладал глубокими
знаниями в области мусульманского
богословия, он прекрасно владел русским
языком, знал русскую культуру и литературу.
Примерно в 1860-е годы он попал в поле зрения
тогдашнего муфтия Салимгирея Тефкилева,
которому нравилась образованность
молодого муллы из Кикина. Ярулле Бигиеву
было предложено ехать в Ростов-на-Дону и
возглавить там местную мусульманскую
общину. Предложение было принято, и Ярулла
Бигиев с семьей переселился в Ростов.
Именно там и родился будущий татарский
писатель.
Еще при
жизни глава семейства хотел, чтобы его дети
получили светское образование — поэтому
Загира Бигиева и отдали в русскую гимназию.
Учеба не прошла для него даром: мальчик в
совершенстве изучил русский язык, неплохо
знал и французский. Позже газета «Казанский
телеграф» писала о нем: «Мухаммедзагир
Бигиев — молодой человек, получивший
образование в высшей духовной школе;
русским языком владеет так же хорошо, как
настоящий русский, образованный, умеющий
вести полемические дискуссии».
Мать Загира
Бигиева считала, что татарину без
мусульманского образования не обойтись, и
после смерти мужа отдала сына в местное
медресе. В 1886 году юноша приехал в Казань и
поступил в Приозерное медресе, где
проучился около пяти лет. Там он получил
хорошее богословское образование, изучил
арабский, персидский и турецкий языки.
Загир
Бигиев продолжал интересоваться русской и
зарубежной литературой и все свободное
время посвящал чтению романов. Все это
пробудило в нем желание самому взяться за
перо, и шестнадцатилетний юноша пишет свой
первый роман «Тысячи, или красавица Хадича»
(«Олюф, яки гузэл кыз Хэдичэ»). Написанное в
детективном жанре, это произведение было
опубликовано в Казани в 1887 году и вызвало
волну критики, а сам писатель был
подвергнут остракизму. Художественные
достоинства романа здесь были ни при чем —
скорее всего, негативную реакцию вызвало
само содержание первого татарского
детектива, сугубо светского по духу.
Неудача не
сломила молодого писателя; Загир Бигиев
продолжил свои опыты в области
художественной литературы. Спустя три года
выходит еще одно крупное прозаическое
произведение Бигиева — «Великие грехи» («Гонаhе
кэбаир»), которое дало возможность говорить
об авторе как о зрелом, сформировавшемся
писателе. На выход нового романа
откликнулась газета «Тарджеман», которая
устами ее редактора Исмаила Гаспринского
отмечала, что «это произведение наряду с
произведениями Каюма Насыри должно быть
причислено к плодам нового литературного
направления, как по языку, так и по
содержанию».
В начале 1890-х
Загир Бигиев покидает Казань и переезжает к
себе в Ростов. Там он служит муллой в
местной мечети. Все свободное время он
посвящает написанию новых книг и
религиозным спорам, до которых он был
большой охотник. В 1893 году он совершает
путешествие по Туркестану, результатом
которого становится новое большое
произведение — публицистический очерк «Путешествие
по Междуречью» («Мавэраэннэџердэ сэяхэт»).
Одновременно он готовит к печати два романа
«Вероотступник» («Мортэд») и «Убийца» («Катыйлэ»),
рукописи которых позже были утеряны.
В эти годы
Загир Бигиев становится известным в
Ростове диспутантом. Выступая в защиту
мусульманской веры, он принимает активное
участие в различных богословских
дискуссиях, о чем сообщают даже столичные
газеты.
Не
удовлетворяясь живой дискуссией, Загир
Бигиев затевает и заочную дискуссию. Нам
известна его переписка с известным
казанским миссионером Евфимием Маловым
(1835–1918), с которым он познакомился еще в
годы учебы в Казани.
До сих пор
оставался неизвестным тот факт, что Малов
вел подробные дневники, в которых
фиксировал самые мелкие, даже порой
незначительные события дня. Эти дневники
сейчас находятся в частных и
государственных архивах Казани и
представляют большой интерес для истории
татарского народа. Согласно дневниковым
записям первая встреча миссионера и
тогдашнего шакирда состоялась осенью 1887
года. Бигиев пришел к нему со своей новой
книгой «Тысячи, или красавица Хадича»,
которую Малов приобрел наряду с другими
татарскими книгами. Надо думать, что визит
не ограничился лишь куплей-продажей, а
состоялась богословская дискуссия, которую
Бигиев затевал при каждой удобной
возможности. Через полгода, весной 1888 года,
уже сам Евфимий Малов посещает Бигиева по
месту его учебы и оставляет в дневнике
следующую запись: «Новый мой знакомый
Ярулла Бигиев свободно владеет русским
языком, так что трудно подметить даже
неправильный акцент. /.../ мой знакомый
отрекомендовался, что и он желает быть
миссионером (исламским)».
В 1891 году
Загир Бигиев пишет Малову из Ростова о том,
что он ведет «религиозные споры с местными
священниками» и что местные власти
рекомендовали больше не вступать с ним в
споры. «Прения кончились, и мне никакого
вреда не было», — пишет Бигиев в своем
письме. В следующем письме, датированном 2
июня этого же года, татарский писатель
благодарит Малова за присланные им книги
миссионерского содержания, но наряду с этим
высказывает и несколько критических
замечаний: «Евфимий Александрович!..
Извините и простите меня! Неверные потонули
в море заблуждений, в море безверия,
беспечности и невежества, но то несомненно,
что самая истинная вера есть вера Ислам (как
говорится в Коране: «подлинно вера перед
Богом есть Ислам»). /.../ Подобно этому и
сильные миссионеры (Мы закрыли их и они не
могут видеть! Коран 36:8), (“в чужом глазу
сучок замечают, а в своем бревна не видят”),
не находя никаких важных недостатков и
ошибок в ясной мухаммеданской религии,
гибнут в море заблуждений, безверия,
беспечности и невежества».
Из писем к
Малову мы узнаем и некоторые подробности
биографии Бигиева. В одном из своих
посланий он пишет, что болеет «грудной
болезнью» и поэтому живет не в Ростове, а на
даче в Кубанской области, в деревне Нижней
Стеблевке (Гривной). Также он сообщает о
своем литературном творчестве, что его
роман «Катыйлэ» был отвергнут цензурой.
Несмотря на болезнь, Бигиев горит желанием
вновь встретиться с Маловым в Казани и
пообщаться на тему взаимоотношений
христианской и мусульманской религий.
Такая встреча состоялась осенью 1896 года в
Казани. Долгие споры не привели к какому-либо
результату — каждый остался при своем
мнении, о чем подробно написано в дневниках
Малова.
Загир
Бигиев скончался в Ростове в 1902 году.
Отсутствие точных данных о том, как он
закончил свои последние дни, породило
множество самых разнообразных слухов и
кривотолков. Самые популярные из них
гласили, что татарский писатель покончил
жизнь самоубийством или что его убила жена
в то время, когда Бигиев спал. Побывавшие в
1950–1960-х годах в Ростове казанские ученые
рассказывали со слов местных татар, что на
самом деле Бигиев погиб от рук местных
черносотенцев, а история с женой была
придумана жандармерией для отвода глаз.
«Спи безмятежно в могиле, ты для
друзей не погас / Неоценимый при жизни, ныне
ты дорог для нас», — писал о Бигиеве
известный татарский поэт Габдулла Тукай.
Эти слова, написанные сто лет назад, до сих
пор не потеряли своей актуальности, как и не
потеряло своей актуальности творчество
зачинателя татарской реалистической
литературы Мухаммад-Загира Бигиева.