Хусаин
Фаизханов (1828 –1866)
Имя Хусаина Фаизханова
известно далеко за пределами его родного
селения, а его вклад в развитие
общероссийской науки и культуры ныне
признают ведущие ученые страны.
Хусаин Фаизханов родился в 1828
году в деревне Сафажай (Сабачай) бывшей
Курмышской волости Симбирской губернии (ныне
деревня Красная Горка Пильнинского района
Нижегородской области). Начальное
образование он получил в деревне. Затем
будущий ученый приехал в Казань, где
сначала обучался в медресе 2-й Казанской
мечети у Мухамад ар-Рахима Таканиши. Затем
брал уроки у имам-хатиба, мударриса 6-й
Казанской мечети Мухаррама ал-Менгари.
Хусаин Фаизханов получил
прекрасное образование, блестяще владел
несколькими восточными языками, преподавал
востоковедение и языки в Санкт-Петербургском
университете в 60-е гг. XIX века. 4 ноября 1857
года попечитель Санкт-Петербургского
учебного округа кн. Щербатов в письме к
министру народного просвещения сообщает: «...о
допущении татарина муллы Хусаина
Фаизханова, Казанского уроженца, к
практическим занятиям в Санкт-Петербургском
университете восточных языков, объяснив,
что Фаизханов известен факультету своми
занятиями, и зная не только турецкий и
тарский языки, но также арабский и
персидский, свободно владеющий русским
языком, вполне обладает необходимыми для
сего знаниями и совершенною способностью к
педагогическим занятиям...». Два года
длилась эта бумажная волокита.
Только после настоятельного
обращения студентов в «верха» в 1858 году
Фаизханов получает возможность
преподавать тюркские языки (татарский,
турецкий) без жалованья и 27 ноября 1958 года
ректор сообщает декану о разрешении
министра принять Фаизханова на работу. Он
также преподает арабский язык. 15 января 1858
года профессор А.О. Мухлинский докладывает
на факультете о программе занятий Х.Фаизханова
со студентами. При этом предпологалась, что
Х.Фаизханов «будет занимать слушателей
переводами с русского на турецко-татарский
язык русской истории профессора Устрялова
и упражнениями в турецко-татарских
разговорах».
Все это показывает, что Х.Фаизханов
был способным ориенталистом, знающим в том
числе и множество языков. Русские
востоковеды высоко ценили Фаизханова как
ученого. Увидела свет лишь одна монография
ученого — «Краткая грамматика татарского
языка», изданная литографическим способом
в1862 году.
Он собрал много материала по
истории татар и тюрок вообще, но не успел
его опубликовать. Его мысли были обращены и
в сторону просветительской деятельности в
татарской среде. Его не устраивало то
образование, какое получали тогда
мусульмане, потому что в их образовании
отсутствовали элементы светской учености.
Он всерьез размышлял о европеизации
обучения в татарских школах. Более того, им
была написана (также неопубликованная)
работа под названием «Ислах ал-мадарис» («Школьная
реформа»), в которой он рассуждал о создании
в Казани медресе с обучением на русском
языке географии, европейским
языкам, медицине,
естествознанию и на тюркском языке -
мусульманской юриспруденции и арабской
филологии.
Зная об этом проекте, вышедшем
из-под пера Фаизханова, можно утверждать,
что он стал одним из зачинателей идей
новотатарского просвещения («новометодных
мектебе»).
Сохранились сведения о том, что
он помогал по-новому организовать
деятельность медресе в Овечьем Овраге и в
своем родном Сафаджае.
Сил на эту деятельность у
Фаизханова было немного. Дело в том, что еще
в 1857 году, живя в
сыром и туманном Петербурге, Фаизханов
заболел туберкулезом. А в 1866 году во время
командировки в киргизские степи для
изучения быта проживающих там народов умер.
В заключение рассуждений о
Фаизханове позволим себе привести слова о
нем Шихабуддина Марджани, великого учителя
Хусаина Фаизханова, пережившего своего
ученика более чем на 20 лет. «Хусаин б.
Фаизхан был человеком благонравным,
чистосердечным, ясновидящим, благих
намерений, проницательным, праведным,
тонким и глубоким исследователем и
мыслителем, сочинителем прекрасных
произведений и множества лекций. Он
постоянно занимался, изучая работы других
ученых, и многое почерпнул у них, хорошо
знал хронику событий, мировую историю,
обстоятельства жизни правителей и был
знатоком фикха и основ веры».
Идеи Фаизхани, развитые
Марджани, Гаспринским другими лидерами
российских мусульман, несмотря на попытки
забвения в годы Советского режима, вновь
вошли в плоть и кровь сегодняшнего
мусульманского сообщества.
К сожалению, до сих пор большая
часть трудов Фаизхани осталась в рукописях,
многие из них были только недавно
обнаружены и находятся в библиотеках
Казани. Сейчас ведется работа по научному
изданию трудов ученого и монографии,
посвященной его личности и деяниям.