:: 28-08-06 Мишарин – это татарин со знаком качества (журнал «Идель»)
Дамир Мухетдинов является ярким
представителем татарской молодежи новой формации. Несмотря на свой молодой
возраст (ему 28 лет), он добился многого: имеет дипломы нескольких религиозных и
светских вузов - медресе «Нур ал-Ислам» (г.Октябрьский), Института арабского
языка при университете «Умм ал-Кура» (г.Мекка, Саудовская Аравия), факультета
международных отношений Нижегородского университета. Во всех этих учебных
заведениях он прошел полный курс обучения и сейчас завершает работу над
кандидатской диссертацией.
В настоящее время Дамир Мухетдинов занимает должность
руководителя аппарата Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и
Нижегородской области, является директором Нижегородского Исламского медресе «Махинур»
и ректором Нижегородского Исламского института им. Х.Фаизханова. В один из его
недавних приездов в Казань мы решили встретиться и поговорить с ним о том, чем
живут мусульмане Нижегородской области.
— Дамир-хазрат, в последнее время нижегородские мусульмане невероятно
активизировались: чуть ли не ежемесячно проводятся различные акции, выпускается
множество книг, выходят журналы, газеты. Фактически центр мусульманской жизни
России переместился в Нижний Новгород. С чем связана такая активность?
— Прежде всего, хотел бы искренне поблагодарить редакцию журнала «Идель» за
предоставленную возможность выступить на страницах столь уважаемого в татарской
среде издания. Отвечая на Ваш вопрос, я полагаю, следовало бы сделать краткий
исторический экскурс в прошлое нижегородских татар. Мы увидим, что для этой
группы татарской нации с давних времен была характерна активность на религиозной
ниве. Возможно, не все в Татарстане знают, что первый муфтий Оренбургского
Магометанского Духовного собрания, основанного императрицей Екатериной II,
Мухаметжан Гусейнов, также, как и третий муфтий Габделвахид Сулейманов, были по
происхождению нижегородскими мишарями, родившимися в семьях переселенцев из
Нижегородчины, которые обрели свою вторую родину в районе современных Буинска и
Стерлитамака. Так как для татар вообще, и нижегородских в частности, были
характерны активные миграционные процессы, наши предки свою религиозную
активность направляли на все новые и новые российские регионы, и именно мои
земляки основали крупные мусульманские общины в таких городах Центральной
России, как Ярославль, Тверь, Кострома, встали во главе приходов Москвы и
городов Подмосковья, Владимира, Иванова, Вологды, составили заметную часть
мусульманской общины Санкт-Петербурга, откуда выдвинулись в Финляндию и Швецию.
Московская мусульманская община в течение долгого времени жила благодаря
активности «нижгар» (так называют в народе нижегородских мишарей. -А.А.). Наш
земляк Хусаин Фаизханов составил первую татарскую грамматику, и, будучи учеником
великого Марджани, во многом оказал решающее влияние на своего учителя в деле
реформирования исламского религиозного образования в татарско-башкирской среде.
Другой выходец из Нижегородчины, Хайрулла Усманов, был основателем первого
новометодного медресе в Башкирии, Кави Наджми был первым председателем Союза
писателей Республики Татарстан. Не будет преувеличением, если мы скажем, что
особого рода религиозное подвижничество в крови у нижегородских татар. Сам
Нижний Новгород, как крупнейший дореволюционный купеческий центр, был
притягателен для торговцев-мусульман всей России и Средней Азии, и это неизбежно
влекло за собой централизацию предпринимательской, национальной и религиозной
активности мусульман всей империи именно в нашем городе. Достаточно сказать, что
здание Ярмарочной мечети Нижнего Новгорода служило типовым образцом для
возведения всех мусульманских храмов по всей России. И конечно, не случайно, что
Первый (как и Третий) Всероссийские съезды мусульман проходили в нашем городе.
Так что современная активность нижегородских мусульман — всего-навсего
логически, исторически заданный вектор движения. Безуслов-но, не сразу после
начала религиозного возрождения в нашей стране мы смогли заявить о себе в
масштабах всей России — потребовалась своего рода раскачка, 10 лет
подготовительного периода, во время которого выстраивалась работа Духовного
управления мусульман Нижегородской области, формировалась его структура,
налаживалась финансовая база для нашей деятельности.
— Конечно, двигателем, инициатором многих больших дел является простой человек
и, прежде всего, человек активный, неравнодушный к судьбе своей Родины, судьбе
своей нации. Но кроме всего прочего есть и прагматическая сторона дела. Не имея
достаточных средств, хотя бы для того, чтобы содержать свою семью, смог бы этот
человек всецело отдаться своему любимому делу? Вопрос именно в этом. Смог бы
упомянутый вами Шигабутдин Марджани творить и созидать, если бы его не
поддержало казанское купечество? В связи с этим следующий вопрос: каковы
источники финансирования всех ваших мероприятий, издательской и информационной
деятельности? Как вы находите средства, когда, например, в Казани трудно найти
спонсора, чтобы издать даже плохонькую брошюрку стоимостью в 10 тысяч рублей?
— На самом деле и рядовые мусульмане, и бизнесмены мусульманского происхождения
с огромным удо-вольствием готовы оказывать посиль-ную помощь религиозным
организа-циям. Это — часть нашей традиционной духовности, которая присуща
мусульманам с детства. Вопрос только в том, доверяют ли спонсоры и прихожане
руководителям религиозных организаций, или же нет... Что касается нашего
Духовного Управления мусульман —у нас всё на виду. Люди видят, что руководство
ДУМ НО ездит на отечественных машинах, а председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов
сам за рулем своей «Волги» встречает и провожает гостей... У наших руководителей
нет роскошных дач, в которые иногда не прочь вложить деньги те или иные
религиозные лидеры... Мы не ездим по заграничным командировкам в далекие южные
страны на деньги наших прихожан или спонсоров; мы не открываем на эти деньги
частные магазины и не занимаемся перепродажей недостроенных мечетей в качестве
частных домов; мы не скрываем своих доходов и расходов — наша деятельность у
всех на виду. Более того, некоторые руководители ДУМНО, будучи еще до начала
работы в религиозной сфере обладателями значительных финансовых активов,
вкладывают деньги в наши духовно-просветительские, издательские проекты. Народ
все это знает и примечает — соответственно, наши спонсоры нам абсолютно
доверяют, причем как мусульмане, так и представители других религиозных и
национальных общин нашей страны.
— Отсутствие финансовых проблем — большое дело. Это и позволяет, видимо,
проявлять такую невероятную активность. Кстати, не могли бы вы вкратце
рассказать про наиболее заметные акции, проведенные ДУМНО?
— Первым по значимости среди наших мероприятий я бы хотел все же назвать
совершенно новый в российско-мусульманской среде проект — ежегодные
Фаизхановские чтения, ставшиеуже традиционными на Нижегородчине. Эти
научно-богословские чтения, проходящие при широком представительстве светских
ученых, позитивно настроенных на сотрудничество с религиозным миром, выросли из
научно-практических конференций, которые устраивались Духовным управлением
мусульман Нижегородчины, начиная с 2004 года. Посвятив их памяти выдающегося
татарского просветителя Хусаина Фаизханова, мы не просто отдаем дань уважения
этому великому, до конца не изученному и обогнавшему свое время ученому, но и
задаем целое направление деятельности для российских мусульман: восстанавливать
историческую правду в отношении наших великих земляков-подвижников Ислама,
воплощать их идеи, актуальные сегодня, в жизнь, привлекать ученую элиту, чтобы
вывести Ислам на путь прогресса и поступательного движения вперед, как это и
было в нашей религии изначально. Вторым по значимости считаю Рамазановские
чтения — богословские диспуты, лекции и семинары на протяжении всего священного
месяца поста. Этот месяц мусульмане должны не просто воздерживаться от еды и
питья, но и качественно совершенствовать свои знания о нашем мире и духовности.
Только на третье место я бы поставил Всероссийский форум мусульман, прошедший в
ноябре прошлого года, который мы посвятили столетию 1-го мусульманского съезда.
Наш форум проходил под лозунгом необходимости объединения российской
мусульманской уммы, что особенно актуально в свете происходящих в стране
процессов. Он не был инспирирован властями, как считают некоторые люди, —
напротив, на нас оказывалось огромное давление.
— Как известно ДУМ РТ фактически бойкотировало ваше мероприятие. Отсутствие
представителей религиозной общественности нашей республики это что — проявление
ревности по отношению к «конкурентам» или простое непонимание важности данной
акции?
— Форум посетили ряд имамов и большое число гостей, однако лидеры некоторых
Духовных управлений мусульман не сочли нужным почтить его своим присутствием. Я
не хотел бы комментировать их поступки. Они имеют право действовать, как считают
нужным. Но вспомним историю. Все хорошо знают, что именно на дореволюционных
съездах российских мусульман, в т.ч. Нижегородских, были заложены идеи
национально-территориальной автономии тюрко-мусульман. Можно вполне уверенно
говорить о том, что Татарстан как республика выросла, помимо прочего, и из этих
съездов. Уже только по одной этой причине представители Казани должны были
задавать тон, «играть первую скрипку» на этом мероприятии. Неумение
ориентироваться в политических процессах, незнание и неуважение к нашей истории,
увы, — характерная черта мусульманского религиозного деятеля современнос-ти.
Слава Аллаху—мы не таковы.
— Каковы ваши отношения с московским Советом муфтиев и ЦДУМ под руководством
Талгата Таджутдина? К какой именно организации тяготеет ДУМНО?
— С самого начала процесса распада единого Духовного управления мусульман (ДУМЕС
— ныне ЦДУМ) нижегородские мусульмане понима-ли пагубность происходящего.
Председатель ДУМНО У. Идрисов неоднократно обращал внимание наших имамов на
крайне опасные для мусульман последствия расколов и раздоров, большинство из
которых вызвано исключительно амбициями тех или иных региональных мусульманских
лидеров. Несмотря на то, что ДУМНО ока-залось не в состоянии повлиять на распад
ДУМЕС, мы никогда не предпринимали никаких действий против Т.Таджутдина,
которого Умар-хазрат считал и сейчас считает своим первым учителем. Мы не
поддерживаем нападки на этого человека, мы выступали против известного решения
московских имамов о «выводе Т.Таджутдина за рамки Ислама» — т.е. объявления
куфра. Это — самый опасный шаг в процессе раскола Духовных управлений мусульман.
В общем и целом, сегодня необходимо приложить все усилия, чтобы объединять умму,
в противном случае нас могут раздавить по одиночке. Даже если этого не
произойдет, в любом случае Всевышний Аллах не будет оказывать Свое
покровительство народу расколотому, разделенному и возглавляемому амбициозными
высокомерными имамами. Что касается наших отношений с Москвой, то самой
географией и историей были предопределены особые связи с этим городом,
поскольку, как я уже говорил, подавляющее большинство московских татар — выходцы
из Нижегородчины. Здесь проживает больше наших земляков, не-жели на исторической
родине, и летом, когда они возвращаются в свои села на юге Нижегородской
области, численность мусульман у нас увеличивается в разы. До 1980-х годов все
московские имамы были почти исключительно нижегородскими татарами. Так что
вполне естественно, что У. Идрисов занимает пост первого заместителя
председателя ДУМ ЕР Р. Гайнутдина и является сопредседателем Совета муфтиев
России.
— Во многих регионах РФ татарские национальные общины и организации явно
враждуют друг с другом и никак не могут договориться. В чем, по-вашему, причина
этого и как обстоит дело с этим в Нижегород-кой области?
— Знаете, когда у нас образовалась Региональная национально-культурная автономия
татар Нижегородской области (РНКАТНО), которую возглавил второй человек в ДУМНО
Гаяз-хазрат Закиров, к нему подошел один из руководителей областной татарской
национальной организации, и сказал с горечью и иронией: «Что же мы теперь на
наших собраниях застолья с выпивкой организовывать не будем?» Мне кажется, хоть
это и грубо звучит, в этом советско-совковом, алкогольно-застольном прошлом
лежит самая банальная причина такого конфликта, о котором вы говорите: где
взять, как поделить, и что будем пить... Никакой другой идеологической подоплеки
в этой вражде нет и никогда не было. Для решения проблемы, опять же, обратимся к
нашей истории. В татарских общинах самым передовым, самым грамотным и
авторитетным человеком всегда, на протяжении тысячелетия с момента принятия
Ислама, был религиозный лидер. Вся жизнь общины так или иначе складывалась
вокруг него, он направлял и вдохновлял и предпринимателей, и просветителей, и
рабочих, и крестьян, и солдат. Абызы, имамы, муллы — вот хранители нашей
духовности, которые сохранили нацию в условиях постоянных войн наших ханов друг
с другом, а затем и при отсутствии собственной государственности. Ничем другим
этот вакуум в национально-культурной сфере заполнить невозможно, потому что
национальный театр, библиотека, школа и даже родной язык—все это лишь оболочка
для человеческой духовности, которая является стержнем. Именно поэтому мы на
Нижегородчине пришли к тому, что национально-культурную автономию должен
возглавлять религиозный лидер. Не сразу это решение нашло поддержку в «светских»
национальных кругах, которые боялись «приватизации» национальной сферы со
стороны религиозной. Однако жизнь доказала нашу правоту: если до 2004 года
национальные татарские организации на Нижегородчине являлись, прямо скажем,
маргиналами, то сегодня РНКАТНО — один из крупней-ших игроков в этой сфере в
масштабах и города, и области, а по некоторым параметрам — и в Приволжском
федеральном округе.
— Как у вас обстоит дело с религиозным образованием и как вы мог-ли бы
прокомментировать ту ситуацию, которая сложилась сейчас вокруг Российского
Исламского университета? Не возникали ли когда-либо у вас аналогичные проблемы?
— Наша позиция состоит в том, что во всех ответственных движениях вперед надо
обязательно оглядываться назад, изучая исторический опыт. Проблема с РИУ не
просто не новая — она чуть ли не в точности копирует ситуацию, складывавшуюся в
татарском религиозном образовании в конце XIX — начале XX веков. Как и тогда, мы
спорим сегодня о том, нужен ли светский компонент в религиозном образовании, или
же достаточно изучения одного лишь шариата. Конечно, не достаточно — неужели не
является очевидным, что не владеющий светскими науками имам никогда не сможет
стать полноценным лидером общины в наших условиях? Мы у себя в «Махинур»
изначально определили следующее соотношение: половину предметов составляют
светские дисциплины (русский и английский языки, работа с компьютером), половину
—традиционные религиозные предметы, шариат и арабский язык. Уверен, что РИУ, как
центральное звено в исламском образовании в России, должен уделять светским
предметам не менее 50% учебного времени. К этому в свое время призывали
величайшие умы татарской нации — Ш. Марджани, X. Фаизханов, Р. Фахретдин. Другое
дело, что не надо впадать в крайности и на почве кабинетных разработок (т.н. «евроислама»)
лишать РИУ религиозного компонента вовсе — этот путь неправильный и
непродуктивный. В таком подходе мне лично видится вторая ошибка
высокопоставленных лиц из руководства Татарстана — первая же заключалась в том,
что они заранее не смогли предугадать формы и методы саботажа, которые
организованы в РИУ его бывшими «хозяевами», и предотвратить их.
— Как нижегородские власти относятся к деятельности местных мусульман? Есть ли
какая-либо поддержка или, наоборот, существуют ли проблемы?
— Очень многое зависит от конкретного человека, который возглавляет область.
Скажем, И.П. Скляров, будучи русским человеком, помогал нам так, как не делали
этого наши некоторые крупнейшие бизнесмены из числа татар, у которых было немало
возможностей. Может быть, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что Иван
Петрович — родом из Арзамаса, некогда почти полностью татарского региона...
Нынешний губернатор В.П. Шанцев также позитивно относится к деятельности
нижегородских мусульман, но ему в наследство досталось сложное окружение, так
что проявить себя в полной мере он пока еще не успел.
— Вы занимаетесь активной деятельностью по изучению исторического прошлого
татар-мишарей, проживающих в Нижегородской области. Чем объясняется такой
интерес? И что сделано в этом направлении?
— Здесь все прозрачно: без прошлого нет будущего. В границах Татарстана историей
татар занимается и государство в лице руководства республики, и академическая
наука. А кто будет заниматься этим же в Нижегородской области? Кроме нас,
возглавить эту работу некому. Мы привлекаем видных ученых и краеведов (среди них
— А.М. Орлов, СВ. Сабиров и др.). История мишарей после XVII века отражена в
архивных документах, которые изучались С.Б. Сенюткиным, О.Н. Сенюткиной и др.
Что касается более раннего времени, то мы планируем привлечь к этой работе
археологов (Т.В. Гусева). Пока что вопросов больше, чем ответов. Сильное
протовенгерское влияние на становление мишарей нам представляется весьма
убедительным, но четких доказательств этому пока нет. Несомненны связи с
Волжской Булгарией, но в Татарстане за западную границу Булгарии признают
нынешнюю чувашско-нижегородскую границу. Как же быть с упоминаниями в русских
летописях о булгарских поселениях на территории современной Нижегородчины, с
высказываниями дореволюционных краеведов о булгарском прошлом Лысково, Балахны?
Почти ничего не известно об истории Мещерского юрта Золотой Орды — в частности,
той его части, которая располагалась на р. Пьяна. Надеемся, что Татарстан будет
иметь возможность активнее участвовать в наших исследовательских проектах.
— Среди казанских татар распространено шутливое высказывание: «Мишарин — это
татарин со знаком качества». Как вы относитесь к этой шутке и, вообще, как вы
оцениваете роль мишарей в истории татарского народа?
— К сожалению, между двумя крупнейшими группами татарской нации — казанскими
татарами и мишарями — существует целый комплекс исторических обид, ментальных
противоречий, различий в оценках одних и тех же событий. Мы полагаем, что
сегодня настало время выработать новые принципы, соответствующие научным
критериям, к этим подходам. В Норвегии на равных началах существуют две
официальные литературные формы одного норвежского языка, а мы до сих пор боимся
признать мишарский диалект равным казанскому. Роль мишарского диалекта в
морфологии татарского литературного языка известна ученым, но в общественной
среде Татарстана она настолько нивелирована, что это приводит к очередному
недоумению с нашей стороны. Хотя Татарстан мог бы сыграть роль объединителя и
хранителя всех татарских субэтносов, он до сих пор проводит противоположную
политику. Реальные проблемы, с которыми сталкиваются татары на своих
исторических землях к западу от Татарстана, могли привести республику к роли
арбитра в «татарском вопросе», а на деле Казань равнодушна к ним, в основном,
из-за неверной политики по отношению к «младшему брату» — мишарям. Конечно,
кто-то скажет — очередное преувеличение, раздутая проблема. Но, может быть,
из-за этих тщательных и взвешенных подходов к философским, научным, политическим
и религиозным вопросам нас так и называют — «татары со знаком качества»? В
целом, роль мишарей в истории татар порой неизвестна, иногда, увы, —
замалчивается, но она — огромна. Литературный язык, грамматика, религиозные
движения, образование и политические инициативы — все это и многое другое
невозможно себе представить без колоссального, масштабного вклада мишарей.
— О чем еще вы считаете важным рассказать читателям «Идели»?
— На мой взгляд, особого внимания заслуживает сегодня вопрос о политическом
Исламе. В настоящее время я работаю над кандидатской диссертацией, в которой я
как раз исследую ситуацию с политическим Исламом в Приволжском Федеральном
округе. Стоит взглянуть на нашу историю, и станет очевидно, что изначально Ислам
не был отделен от всех институтов жизнедеятельности общины, а значит, не было и
деления на политический Ислам, экономический Ислам и пр. Я считаю, что
политический Ислам на сегодняшний день является вызовом современному западному
секулярному обществу, в котором главенствуют такие принципы, как «риба» —
ростовщичество, охрана прав индивидуума в ущерб интересам общины.
Именно политический Ислам в начале XX века в России и привел к активизации
деятельности мусульман России, в результате чего им удалось добиться
представительства во всех институтах — мусульмане стали депутатами в Госдуме, в
сфере экономики появились мусульмане-бизнесмены, мусульманские имена зазвучали и
в сфере науки и культуры. Это привело к тому, что уже в советские годы татары
стали занимать видные посты.
Но что мы видим сегодня? Процесс кперикализации всего государства — всех уровней
и всех институтов, который мы наблюдаем, фактически возвращает нас к состоянию
середины 19 века. Вспомните нашего великого земляка Хусаина Фаизханова, который
не смог получить право на преподавание в Санкт-Петербургском университете по
причине того, что не был православным русским и имел «не то», крестьянское,
происхождение. Этот пример наглядно иллюстрирует современное состояние дел.
Поэтому хотелось бы, чтобы наши дети, наши внуки в поисках своей идентичности не
проходили через потрясения и не склонялись бы к радикальным настроениям, а в
рамках российской гражданственности развивали свои институты гражданственности.
Но, к сожалению, не всегда в государстве хотят слышать голос мусульман.
Беседовал Булат
САБИТОВ
Журнал «Идель»,
2006. — №6
|