Предлагаем
Вашему вниманию выступление председателя Региональной национально-культурной
автономии татар Нижегородской области Гаяза Закирова на круглом столе
«Религиозные и светские компоненты в современной мусульманской системе
образования», проходившем в Российском исламском университете (г. Казань) 18 мая
2006 года. Тема его выступления «Религиозная и светская составляющие образовательного
процесса как основа сохранения этнической самобытности и культурного развития
татарской нации».
В последнее время многое говорится о необходимости
обеспечить единство татарской нации, противостоять нарастающей ассимиляции. Это
особенно трудно сделать в городах, где татарские школы давно закрыты или их
никогда не было, как например в моем родном Дзержинске. Численность же
деревенского населения постоянно сокращается.
В Нижегородской области Духовное управление мусульман и
региональная национально-культурная автономии традиционно работают совместно.
Так было в 1917 г. когда имам Соборной мечети Габдулла Сулеймани возглавил
губернский Милли Шуро-Национальный Совет. Мы еще только начали изучать личность
этого выдающегося деятеля, остававшегося затем казыем ЦДУМ вплоть до ареста в
годы большого террора. Эти идеи он воспринял в годы учебы в казанском медресе «Мухаммадия».
Здесь он стал мюридом шейха Галимджана Баруди. Напомню, что в 1917 г. дамолла
Галимджан стал первым свободно избранным муфтием российских мусульман. Мы, в
Нижнем Новгороде, храним традиции наших выдающихся лидеров, алимов и мударрисов.
И для нас было абсолютно непонятно, почему вдруг из Казани послышалась критика в
наш адрес за то, что наша автономия татар и ДУМНО работают единым фронтом.
Сегодня вы видите плоды этой деятельности. Какая региональная автономия и какое
Духовное управление могут похвастаться такими результатами?
Аллага шукер, нижегородская умма едина, у нас есть единый
лидер Умар-хазрат и все проблемы мы решаем мирно и сообща. У нас много друзей в
Казани, с которыми мы вместе работаем, осуществляем совместные проекты. Поэтому
мы особо не реагировали на отдельные реплики, раздававшиеся из Казани. Но
сегодняшний раскол вокруг РИУ не может не беспокоить всю российскую умму и
татарскую нацию. Скандал выплеснулся в федеральные средства массовой информации,
и это бьет по всем мусльманам-татарам. Мы на Нижегородчине никогда не допускали
такого. Поэтому волей-неволей мы захотели разобраться кто здесь пытается лить
мутную водичку в лучших традициях начала 1990-х гг. Вспомнилась нам и критика в
адрес духовенства Председателя Всемирного Конгресса татар на юбилейных
мероприятиях августа прошлого года. Тогда на нее весьма аргументированно ответил
Равиль-хазрат Гайнутдин.
Сегодня те люди, которые критиковали нас, накинулись на
Ильдуса Загидуллина. Остается только посмотреть, кто и в чем его обвиняет.
Имамам, преподающим по саудийским учебникам, он не нравится за приверженность
идеям наших великих алимов Курсави, Марджани, Фахретдина и Биги. Кстати Курсави
и Марджани, будучи ректорами, так ни разу и не съездили поклониться муфтию.
Былые спецы по Марксистско-ленинской философии и научному атеизму,
прославившиеся критикой муфтиев и алимов, наверное, не могут простить
Загидуллину, что он никогда не поливал грязью наших славных предков. Не хочется
здесь критиковать Казанцев, но у всех возникает вопрос: почему отдел
исламоведения в Институте истории возглавляет человек, даже не владеющий
арабским языком, Да его еще к тому же называют лучшим исламоведом республики, да
еще и выдающимся исламоведом. У нас в Нижнем Новгороде побывали московские
исламоведы Тауфик Ибрагим, Виталий Наумкин, Дмитрий Макаров, Игорь Алексеев,
казанские: Айдар Юзеев, Айдар Хабутдинов, Ильшат Гимадеев. Арабским они все
владеют. А почему им не владеет один Мухамметшин? Потому что он защищал
кандидатскую не по исламоведению и не по истории татар, а по погромным
антисламским идеям Галимджана Ибрагимова. Взял я почитать книги Ибрагимова
«Татары в революции 1905 г.» и «Кара маяклар», которые в советские времена
называли научными трудами. На самом деле: гнусный пасквиль. Почитайте только,
что он пишет о муфтии Галимджане Баруди. Правильно, что великие Гаяз Исхаки и
Садри Максуди в 1918 г. называли большевиков наследниками Победоносцева и
черносотенцев.
Талантливый был человек Галимджан Ибримов, не спорю. Только
пил много и идеалы и друзей своей юности продавал власть имущим по сходной цене.
А когда понял, что все проиграл, было уже поздно. Мертвые же ответить не могут.
Ну да мы, еще Аллага шукер, живы-здоровы и сумеем ответить на клевету. Почитал я
еще труды Мухамметшина. Здесь он хвалит кадимизм, тут джадидизм, там пьяный
Евроислам. Не только любой ученый, но и любой образованный татарин-мусульманин
объяснит Вам, что это вещи абсолютно противоположные… По Корану самым страшным
грехом называется лицемерие. В последнее время господин Мухамметшин писал речи
для моего уважаемого тезки, председателя ВКТ Рената Закирова. Вот и выходят
скандал вроде протеста Равиля-хазрата. А нам утверждают, что Мухамметшин был бы
лучшим ректором РИУ, чем Загидуллин который во всех своих трудах защищает
священное дело наших предков-мусульман.
Хочется позавидовать казанцам, что у них есть прекрасные
ученые. В Нижнем на их выступления приходят сотни людей. Мы знаем, что они
активно работают и в Казани. Но зачем же использовать провокаторов? Мы в Нижнем
сумели сохранить единство, Вы же в Казани выплеснули конфликт вокруг РИУ на
потеху всей России. Писаки типа небезизвестного Силантьева потирают руки от
радости. Да и другим теперь проще доказывать введение православия в школу и
священников в армию, ведь Русская Православная церковь едина и не выносит сор из
избы.
Мы приехали сюда, чтобы братья-мусульмане поняли друг друга
и вместе работали во имя мусульманского образования, во имя российской уммы.
«Аерылганы буре ашар» — отделившегося съест медведь. Так давайте же не
поддаваться на провокации, не вставать в позу и вместе работать.