Окончание
четверти, подготовка к новогоднему
празднику, бесконечная очередь учителей и
учеников в кабинет директора, и на каждого
находится свободная минутка, внимание,
приветливая улыбка и искренняя готовность
разобраться, помочь…В такой
обстановке застали мы директора
лингвистической гимназии № 67 города
Нижнего Новгорода Эльвиру Сунгатовну
Казакову.
За те 17 лет, которые Эльвира
Сунгатовна возглавляет гимназию, школа
добилась очень высоких результатов. Так, в
этом году — в год своего 70-летия — гимназия
получила штандарт мэра «Лучшая школа г.
Нижнего Новгорода». Однако главный
показатель высокого качества школьного
образования — это достижения учеников и
преданность учителей своему делу. В 67-ой
гимназии работают представители сразу
нескольких учительских династий, в том
числе представительница трехсотлетней
династии учителей — директор школы Эльвира
Сунгатовна Казакова.
— Эльвира Сунгатовна,
расскажите, пожалуйста, о вашей знаменитой
учительской династии.
— Я уже не раз об этом
рассказывала, и с удовольствием расскажу
снова, потому что искренне горжусь своими
предками. Мой отец Сунгат Сибагатович
Рахимов родился под Казанью в 1923 году. Один
из его братьев Баки Рахимов был посмертно
награжден орденом Героя Советского Союза. А
в музее народов Востока висит портрет моей
бабушки, папиной мамы, Рабиги-ханум «Мать
героя», написанный кистью ее родного брата,
основоположника татарской живописи Баки
Урманче.
Рабига-ханум
не была учительницей, она была женой имама,
абыстай, и, естественно, учила детей, была
очень образованной, знала много языков. А
другая моя бабушка, Хасибя Аглиевна
Музыкова, приехала сюда восемнадцатилетней
девушкой в 1920 году и стала работать в
татарских национальных школах, в
Сормовской школе на ул. Баррикад. Там она
преподавала латынь (тогда татарская
пропись была на латыни), русский и татарский
языки детям из татарских семей, вела
театральную группу на татарском языке.
У бабушки
было трое детей. Ее очень хорошо помнят в
Нижнем Новгороде. Случается, что ко мне
приходят бабушки и прабабушки моих
учеников и говорят: «А ваша бабушка нас
учила». Она тоже знала очень много языков:
фарси, древний урдо, училась, видимо, в одной
из казанских гимназий. У нее было три дочери.
Две из них — Зинаида и Искра (моя мама) —
пошли по ее стопам, стали преподавать.
Зинаида
Константиновна проработала в нашей школе с
1953-го до 1979 года учителем немецкого языка.
Моя мама тоже преподавала немецкий в 88-й и 82-й
школах в Сормове. Обе дочери Зинаиды
Константиновны работают в системе
образования.
Я сама
учительница английского и немецкого языков.
Вот уже 18-й год работаю директором школы.
Мой муж,
кстати, тоже из династии преподавателей.
Мой свекор Геннадий Иванович Казаков
закончил педагогический институт, работал
преподавателем истории. У него две сестры
учительницы.
— А ваши дети? Они тоже
продолжили эту уже практически
многовековую традицию?
— У меня две взрослые дочери:
Ирина и Марина. Обе закончили Нижегородский
лингвистический университет. Ирина училась
в Калифорнийском университете, работала в
Париже, преподавала английский в
Нижегородском университете, сегодня живет
в Брюсселе. Ее муж (кстати, мой бывший ученик)
работает в Брюссельском университете, она
сама собирается работать там в школе. У них
уже двое детей.
Моя младшая
дочь работает редактором корпоративной
газеты. Обе говорят, что с удовольствием бы
преподавали, если бы учителя в нашей стране
получали достойную зарплату…
— От души желаю всем нам, чтобы
эти времена настали в самом ближайшем
будущем и искренне восхищаюсь той
самоотдачей, с которой работают учителя в
сегодняшних нелегких условиях, достигая
высочайших результатов. Расскажите,
пожалуйста, чем живет сегодня ваша школа?
— Мы имеем все основания
гордиться тем, чего достигли в этом году
наши ученики. И среди достижений не только
золотые медали и победы в олимпиадах. Наша
киностудия «Кадр» стала победителем
проходившего в декабре Международного
фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
Завоевали приз Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)
за фильм «Научись понимать сердцем» и приз
Верховного комиссара ООН по делам беженцев
за фильм «В поисках лучшей жизни» на
третьем кинофестивале-конкурсе «Права
беженцев». Киностудия «Кадр» также
получила грамоту от избирательной комиссии
Нижегородской области за два фильма в
рамках конкурса непрофессиональной
социальной рекламы «Тебе судьбу свою
вершить».
— Помимо столь активно
работающей и уже знаменитой киностудии
есть ли в гимназии другие проекты,
направленные на воспитание гражданского
самосознания среди учащихся?
— На самом деле воспитание
гражданской активности и патриотизма — не
единственная цель работы киностудии. Мы
даем детям возможность самовыразиться,
высказаться на самые болезненные для
современности темы и тем самым помочь себе
и своим товарищам разобраться в порой очень
непростых вопросах. Мы с вами живем в очень
многонациональной стране. Судьбы и народы
здесь крепко переплетены. Наша киностудия «Кадр»
думает о толерантности, о том, как жить в
современном мире.
В последнее
время активизируется неофашистское
движение. Если ты видишь будущее своих
детей в демократическом государстве, ты не
можешь спокойно смотреть на нацистскую
свастику на стенах домов, должен
воспитывать детей в уважении к любой
национальности и вере. Воспитанием детей в
уважении и любви к традициям соседей мы
занимаемся на уроках по гражданскому
образованию, во время занятий клуба
интернациональной дружбы.
— Очень интересно. Думала, что
такие клубы остались в советском прошлом.
Между тем сегодня они, пожалуй, нужнее, чем
тогда. Расскажите, пожалуйста, чем вы
занимаетесь с детьми в этом клубе?
— Клуб живет очень активной
жизнью. За последние 10 лет 15 иностранных
студентов закончили 11-й класс нашей
гимназии. Среди них были ребята из США,
Бразилии, Австрии, Германии, Норвегии,
Бельгии, других стран. Они рассказывали
нашим ребятам об обычаях и традициях своих
стран, жили в семьях наших учеников. Наши
школьники тоже ездили за рубеж по разным
обменным программам.
В мае клуб
провел телемост с казанской 31-й школой,
посвященный 1000-летию Казани и 60-летию
Победы. Казанские ребята рассказывали о
татарских национальных традициях, пели,
танцевали, а здесь наши ребята
демонстрировали русские национальные
традиции. Интересно, кстати, получилось: в
Нижнем Новгороде директор школы — татарка,
а в Казани — русская.
Мы
мечтаем о создании летнего языкового
лагеря, где будет не только английский язык,
но и французский, немецкий, итальянский и,
может быть, арабский. Ребята смогли бы лучше
узнать друг друга, традиции разных народов
России. Мы уже обсуждали с Умар-хазратом
возможность создания совместного проекта,
верю, что в ближайшее время реализуем эти
планы.
Вообще
межнациональный диалог сегодня,
действительно, очень важен. Как сказала мне
недавно директор одной школы в Канавинском
районе, скоро учителям нужны будут
переводчики с азербайджанского, узбекского
и других языков. В связи с ростом числа
приезжих из этих регионов мы в школах
должны приложить максимум усилий, чтобы
помочь детям из этих семей адаптироваться.
Вот здесь особенно пригодятся подобные
проекты, направленные на укрепление
интернациональной дружбы.
— А как быть с межрелигиозным
диалогом? Как вы относитесь к введению в
школах религиозного образования?
— Я к этому отношусь
положительно. Изучение истории мировых
религий — это совершенно нормально. Этот
предмет у нас изучают ребята, которые, учась
в 10-м и 11-м классах, проходят программу
первого курса Нижегородского
лингвистического университета. На мой
взгляд, основы мировых религий должен знать
каждый образованный человек. Если Коран —
последняя книга, это не значит, что человек
не должен знать предыдущие писания.
Но вот
просто преподавать Православие или
пропагандировать любую другую религию в
светском, муниципальном образовательном
учреждении нельзя. Школа — светское
учреждение, и любой разговор на религиозную
тему недопустим.
Когда я в
1998/99 учебном году по программе «Партнерство
в образовании» преподавала предмет «Россия»
в Brawley Middle School (Северная Королина, США), был
такой случай: я рассказывала детям про град
Китеж и показывала репродукцию картины
Ильи Глазунова, на которой были изображены
озеро Светлояр, русская икона и
православный храм. Я мусульманка, но я не
говорила об этом. Один из родителей
позвонил директору школы и пожаловался, что
русская учительница пропагандирует
православие. Директор вызвала меня к себе, я
объяснила ей ситуацию и сказала: «Ты знаешь,
я выросла в мусульманской семье, поэтому по
определению не могу пропагандировать
православную культуру. Я просто
рассказывала об истории своей страны, а она
связана с православной культурой».
Среди
учеников могут оказаться и мусульмане, и
атеисты, и дети из семей, придерживающихся
других вероисповеданий. И здесь мы не
должны ранить чьи-либо чувства. Есть две
вещи, которые очень больно ранят, — это
унижение по национальному признаку и по
религиозной принадлежности. К этому нужно
подходить очень осторожно. Мне очень
хочется, чтобы дети понимали, что
террористов нельзя ассоциировать с какой-либо
национальностью или вероисповеданием, и мы
говорим об этом детям в нашем
интернациональном клубе.
У нас
интернациональная семья, но несмотря на то,
что мама моего папы всегда была очень
верующая, ходила в хиджабе, совершала намаз
и приучала к этому внуков, она не была
против того, что ее сыновья женились на
представительницах других народов, и
всегда говорила, что Бог один, и всем надо
жить в мире, тем более в нашей большой
многонациональной стране.
Беседовала Алия
Мухарирова