Юбилейный
семинар «Рухи мирас»

6 декабря в селе Уразовка прошел V юбилейный
научнопрактический семинар «Рухи мирас», озаглавленный «Духовнонравственное и
патриотическое воспитание в Нижегородской области: существующие проблемы и
предполагаемые пути развития системы школьного образования».
Работа юбилейного семинара прошла при широком участии
религиознообщественных деятелей Нижегородской области, директоров и педагогов
нижегородский учебных заведений, в том числе проректор по
научноисследовательской деятельности Нижегородского института развития
образования Виктор Крючков. Участники семинара обсудили актуальные вопросы
религиозного образования и воспитания, в том числе и введение в школьную
программу предмета «Религии России» в качестве предмета по выбору.
Председатель ДУМНО Гаязхазрат Закиров отметил, что
проведение семинара по вопросам образования даже в условиях финансового кризиса
крайне важно: «Во второй половине XIX века грамотность среди крестьян в России
составляла пять процентов. Экономическое положение было хуже некуда, особенно в
деревне. Сказывались последствия Крымской войны 1953–1956 годов. Однако
насколько большое значение для будущего России имело массовое движение
демократической молодежи в деревню в целях просвещения народа и формирования у
него передовых взглядов, движение, оставшееся в истории под названием “хождение
в народ”, которое охватило 37 губерний Европейской России! — подчеркнул он».
Участники семинара констатировали плачевную ситуацию,
складывающуюся в Нижегородской области в сфере образования: закрываются школы и
детские сады, которые занимаются непосредственно татарским национальным
образованием. Так, не столь давно был закрыт детский сад в селе Шубино
Сергачского района, который посещало около 30 детей), собираются закрывать
Краснооктябрьский филиал Лукояновского педагогического училища, находящегося в
селе Уразовка, что является прямым саботажем подготовки педагогов для
национальных татарских школ. Если этот процесс не будет остановлен, то в
татарских селах и деревнях не останется национальных воспитательных и учебных
заведений, что приведет к оттоку молодого населения в города, к утрате
национальной культуры и самобытности. А это, в свою очередь, значительно
затруднит выполнение приоритетного национального проекта «Развитие АПК»,
который, в частности, направлен и на преодоление демографического кризиса в
отрасли.
По итогам заседания участники приняли резолюцию, в которой
постановили, что наиболее адекватным способом решения проблемы может стать
учреждение государством школьного центра с национальным компонентом, куда можно
будет централизованно доставлять школьников с помощью муниципального транспорта.
Кроме того, была бы целесообразной организация в Краснооктябрьском районе на
базе негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального
образования «Нижегородское исламское медресе «Махинур» подготовительные курсы
для учителей и воскресную школу.
Разумеется, для воплощения предлагаемой программы
необходимо финансирование, в том числе, возможно, и не только из бюджетных
средств, необходимы квалифицированные специалисты, широкая дискуссия для
выявления всех достоинств и недостатков существующей системы и создание
максимально эффективного плана действий, реформ и развития.
Поэтому, обращаясь к широкой общественности, участники
предлагают начать более пристальное рассмотрение существующих проблем и найти
решение, которое способствовало бы сохранению и развитию уникальных культур
существующих на нижегородской земле. Несомненно, это послужит укреплению нашей
многонациональной Родины и развитию гражданского общества.