На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Миллят 15



Меняться, чутко слушая время

Как уже сообщалось, заявку на перевыборах председателя ДУМНО, которые намечены на 2 ноября во время съезда ДУМНО, подал только один кандидат — имам Дзержинска Гаяз Закиров, а прослуживший уже 3 срока на этом посту шейх Умар Идрисов не выразил желания стать еще раз кандидатом. За разъяснением такой позиции мы обратились к уважаемому лидеру нижегородских мусульман.

— Умар­хазрат, позвольте сразу ряд недоуменных вопросов и размышлений. Как понять, что Вы в расцвете сил и на подъеме всех Ваших возможностей вдруг передаете руль управления ДУМНО другому человеку? А вот в иных духовных управлениях мусульман России — кадровый застой, по 15 лет нет ротации кадров. Как развиваться умме XXI века с людьми, живущими в реалиях прошлого?

— Я в принципе уверен, что пост руководителя надо покидать именно в расцвете сил и на пике расцвета организации — чтобы следующему поколению передать самое лучшее, чтобы можно было развивать созданное далее. И наоборот, плохо оставлять пост, когда все разбито, разлажено, куча проблем, идейный разброд и пустая касса!

А кому я передаю эстафету, конечно, очень важно. Гаяз Салихович Закиров, подавший заявление на пост председателя ДУМНО, — человек не случайный. Он мой давний единомышленник, многие годы проработавший как первый заместитель председателя ДУМНО, знающий нашу работу изнутри. Одним словом, это моя правая рука с момента основания ДУМНО.

Он в Нижегородской области известен как яркий оратор, прекрасный имам. Чего стоит его организаторская деятельность в Дзержинске, где его усилиями появилась Соборная мечеть, а теперь строится и вторая. А его работа в качестве председателя (вот уже переизбранного на второй срок после пяти лет успешной деятельности!) Совета РНКАТНО— Региональной национально­культурной автономии татар Нижегородской области? А знаменитые на всю область Сабантуи, проведенные им? Создание регионального отделения татарской общественной организации «Туган як» в Дзержинске? Учреждение новой газеты на татарском языке «Мишар донъясы», выходящей в печатном и электронном виде, создание интернет­сайта Нижгар.Ру, проведение «круглых столов», конференций… И многое другое можно добавить.

Кратко говоря, на пост председателя ДУМНО приходит человек с большим опытом, прекрасными внутренними и внешними данными, широко известный всем мусульманам нашей области, хороший управленец с хорошим образованием, добрый и надежный мусульманин. Вот почему я обращаюсь ко всем нашим братьям и сестрам, к руководителям местных религиозных организаций с призывом поддержать моего единомышленника, утвердить его кандидатуру на пост председателя нашего Духовного управления!

Я, признаться, никогда не хотел занимать этот пост пожизненно, чтобы меня выносили отсюда ногами вперед, чтобы ругала молодежь за «сделанное и несделанное», за «клановость и приватизацию» (увы, таких отрицательных примеров вокруг нас немало и в ДУМах, и в национальных республиках!). Кстати, нас с Закировым не объединяет ничего, кроме поклонения Единому Господу, служения людям, служения нашей Отчизне — он ведь даже из иного города и мы не родственники.

Но для меня все­таки на первом месте стоит духовный пример. Давайте вспомним, как поступал при решении вопросов наследования или передачи власти наш Пророк Мухаммад, мир ему, и как он завещал нам вести себя в таких случаях. Покидая земной мир в расцвете сил, в возрасте 63 лет по мусульманскому летосчислению, он указал на лучшего — на Абу Бакра. Ведь этот человек столько лет был рядом с ним и делил все невзгоды и все победы! По сути, Пророк воспитал целую плеяду возможных преемников, и они­то потом возглавили правоверных. Вспомним Умара, Усмана, наконец, бывшего совсем молодым при Пророке Али, да будет доволен ими Аллах!

Одним словом, я рад, что завершил свою работу в качестве председателя ДУМНО и с уверенностью передаю его руль в надежные руки!

 

— Однако волнует вопрос о квалификации Вашего преемника. Не имея богословского образования, которое есть у Вас, справится ли Закиров с вопросами, которые решали Вы, и с новыми реалиями, с которыми встретится он?

— Образование Гаяза­хазрата вполне достаточное. Это недавно оконченное заочное отделение нашего медресе «Махинур», постоянное самообразование — чтение исламской литературы, общение с учеными­исламоведами. Напомню, что не все наши «муфтии РФ», несмотря на масштабность звания, несмотря на известность, имеют высшее исламское образование. И все­таки мы сейчас выбираем не муфтия Духовного управления, а председателя — раис аль­идара — управленца, менеджера Духовного управления.

А главный имам — это должность председателя Совета улемов. Есть аксакал, богослов и есть управленец, где средней профессиональной квалификации достаточно. Больше скажу. Недавно Гаяз­хазрат мне заявил: «Быстрее бы открылся Нижегородский исламский институт имени Фаизханова!» Я спросил: «Зачем он тебе? Сына хочешь устроить?» — «Нет, сам хочу учиться!»

Праведные халифы, святые люди, которые пришли к Исламу тоже не в юном возрасте, не стыдились учиться. А в настоящее время мы вообще не в состоянии быть энциклопедистами в вопросах шариата, поэтому нужен коллективный разум, коим и станет Совет улемов, куда войдут наиболее образованные имамы и специалисты, чтобы принимать решения.

 

— В прошедшие годы Вы были не только главой ДУМНО, но также одним из лидеров национального возрождения татар. Как в дальнейшем будете реализовать эту миссию? И сохранит ли Гаяз Закиров за собой должность руководителя РНКАТНО? Кстати, как с уменьшением татарского населения в Нижегородской области и усилением миграции с Юга сложится мусульманское сообщество региона?

— Да я татарин и этим горжусь. Это великий народ, который построил великую евразийскую цивилизацию от Черного моря до Тихого океана, объединил разрозненные феодальные княжества, враждовавшие между собой христианские народы и дал государственность многим племенам. Он создал так много и в искусстве и в науке! Мы гордимся именами своих академиков, генералов, наших солдат, всегда защищавших нашу Родину — от сражения на Чудском озере до недавних битв в Южной Осетии. Недаром же после Чудского сражения, когда исход битвы решила вышедшая из засады татарская конница, князь Александр Невский заявил основной вектор российской внешней политики: «Надо искать друзей на Востоке!» Я рад, что имя Александра Невского поднимается сегодня все выше и выше в общественном сознании.

А в Коране сказано: «Мы создали вас народами и племенами, дабы вы познавали друг друга». Да, Ислам наднационален, но он не против существования и развития каждой нации. Ислам ведь не унифицирует всех, как недавно пытались создать «единый советский народ».

Заслуга наших поволжских мусульман из татар в XIX и XX веках в том, что они смогли показать — и всем россиянам и даже за пределами России — что такое мусульманство новейшего времени. И богословская работа, и даже делопроизводство велось до революции не только в Поволжье, но и на Кавказе по­татарски. А Казань, как известно, была лидером книгоиздания среди всех нерусских языков, выпуская самое большое количество книг на татарском языке. Литературный тюрки тогда объединил фактически всю огромную территорию Российской империи, а ныне стран СНГ. Поэтому, когда мы говорим о татарах, то вспоминаем об их бесценном вкладе в евразийскую государственность, и это должно быть возрождено в наше время.

Татары — это исламская идентичность, европейская ментальность плюс арабо­персидские корни через исламскую традицию. Мы верим, что именно в таком сочетании качеств возможно движение мусульман вперед!

А возглавит ли Гаяз­хазрат РНКАТНО — это вопрос к нему и к тому съезду, который уполномочил его на второй срок в прошлом году. Не я его ставил и не мне заменять решения моего народа.

Что касается моего служения: думаю, личный пример, привитие молодежи любви к своему родному татарскому — вот скромный вклад, который мне по силам сделать. Моя задача — говорить проповеди по­татарски, поднимать из забвения имена и деяния славных предков, проводить конференции «Рухи мирас» для сельских учителей, джиены (соборы, сходы) в наших селах. Я всегда повторяю нашей молодежи: осознайте красоту и уникальность нашего языка, говорите, общайтесь на нем, пойте песни! Мы ведь уникальны своим двуязычием: говорим равно свободно и мыслим как по­русски, так и по­татарски, вставляем и в ту и в другую речь слова другого языка. Нам это удобно. И это обогащает работу разума.

В то же время нельзя не отметить значительные перемены в демографической картине нашей области. С 1991 года Горький перестал быть закрытым городом, и теперь здесь не доминирует, как ранее, славянское население, а число татар уменьшается (в основном за счет миграции в Москву). Нарастает число приезжающих с Юга, прежде всего из Азербайджана и Средней Азии. Перепись 2002 года показала всего лишь 50 тысяч человек татар, но вот официальной цифре азербайджанцев в 8,5 тысячи я, признаться, не верю. Или значительная часть их до сих пор не легализовалась, или статистики замалчивают их реальное количество.

Я сам вижу во многих местах такую картину — множество этнических мусульман из разных земель: на факультете международных отношений в ННГУ, на детских площадках во дворах... И добавлю: за все эти годы я не видел такого огромного числа мусульман, как в этом году на празднике Ураза­байрам. Я даже представить себе не мог, как много у нас проживает таджиков, узбеков, киргизов и представителей всего огромного евразийского пространства, о котором уже упоминал! И если ранее я в шутку говорил, что в 2020 году мы будем выбирать мэра из числа этнических мусульман, то теперь я все чаще говорю, что это, скорее всего, факт.

Несмотря ни на что нижегородские татары как жили на этих землях, так и будут жить. Здесь могилы наших предков, здесь мы растим детей и внуков. Их зовут не Дима и не Петя, дома мы по­прежнему говорим с удовольствием на родном языке — думаю, так оно все и продолжится. Ибо это естественно. В этом — воля и предначертание Аллаха о народах земли, в том числе и о народе татарском.  

Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС

 

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!