На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Миллят 14



Мусульманин — образец служения Родине

По информации социологов, которые ссылаются на демографическую ситуацию, через 10–20 лет российская армия будет наполовину состоять из мусульман. Британский журнал «Экономист» делает еще более смелые прогнозы и предрекает, что уже в 2015 году мусульмане будут составлять большинство среди российских военнослужащих. Сейчас их число также очень значительно.

В 2000 году количество солдат, исповедующих Ислам, достигало в российской армии 36%, можно предположить, что за восемь лет этот процент значительно вырос. Между тем Высшим командованием этот фактор не всегда принимается во внимание. Мусульман, как и в советское время, продолжают кормить свининой, а мусульманскому духовенству часто не позволяют посещать воинские части, в то время как православные священники не только проводят беседы с личным составом, но и получают разрешение на строительство на территории части церквей и часовен. О том, какие меры предпринимают духовные управления мусульман, чтобы изменить текущую ситуацию, как складываются отношения мусульман с сослуживцами и с армией в целом, о возможных реформах в этой области рассказал Ахмет АБДУЛЛИН, руководитель Отдела по работе с силовыми структурами Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО).

 

— Ахмет­хазрат, ДУМНО уже на протяжении нескольких лет активно сотрудничает с вооруженными силами РФ. С чего начиналось это сотрудничество? Какие цели вы ставили перед собой? Что удалось сделать за эти годы?

— Сотрудничество началось с призыва. Командование воинских частей Нижегородской области стало обращаться к нам с просьбой провести беседу с новобранцами­мусульманами, рассказать им, как вести себя в армейской среде. Понятно, что жизнь молодых людей, когда они призываются в армию, меняется кардинально. С детства они воспитывались в одной традиции, а теперь приходится привыкать к новым условиям, к подчинению, к ограничению свободы действий. При этом рядом нет человека, с которым можно посоветоваться, проконсультироваться, и, конечно, на этой почве возникали конфликты.

Здесь мне хотелось бы отметить, что первыми на контакт с командованием пошли православные священники. Они были первопроходцами, и в первую очередь благодаря их усилиям изменилась позиция военного руководства по отношению к религии. Раньше командиры выступали против присутствия духовенства в армии, сейчас они сами нас приглашают. Замполитов сейчас нет, образовался идеологический вакуум, и представители религии могут оказать существенную помощь в заполнении этой духовной пустоты.

Главная цель, которую мы перед собой ставили, — помочь новобранцам адаптироваться к армейской среде, разъяснить им, как себя вести в новых условиях. Мы объясняем, что армейская система складывалась не сегодня, не вчера, она существует на протяжении нескольких столетий и реформировать ее одним махом ради какого­то количества людей неразумно. Конечно, изменения будут, но они будут постепенными.

Приятно, что командование воинских частей не препятствует солдатам­срочникам, исповедующим Ислам, в отправлении религиозных обрядов. Мы уже не один раз писали письма на имя командира части с просьбой отпустить солдат на такие праздники, как Курбан­байрам, Ураза­байрам, и военное руководство шло нам навстречу.

Повторюсь, главное, что удалось сделать за эти годы, — это изменить мышление командования.

 

— Какая задача для вас является приоритетной: помочь солдатам­мусульманам реализовать их духовные потребности или вооружить знаниями об Исламе и методическими навыками всех офицеров, у которых в подчинении находятся мусульмане? Ведь были такие случаи, что некоторые нерадивые солдаты пытались отлынивать от своих обязанностей по наведению порядка, ссылаясь на Коран и пользуясь некомпетентностью офицеров по воспитательной работе?

— Такие случаи бывали очень редко. Сейчас этот номер не проходит, так как те офицеры, которые способны думать, а таких, как я полагаю, большинство в Российской армии, понимают, что отказ от работы противоречит логике нормального человеческого мышления и Коран здесь ни при чем.

Что касается приоритетности задач, то подчеркну, что мы работаем напрямую только с солдатами, хотя ликбез среди офицеров также проходит, ведь некоторые из них присутствуют на наших беседах и даже принимают в них участие, задают интересующие их вопросы. 

 

— Ограничиваются ли беседы с солдатами только религиозными темами? Рассматриваете ли вы вопросы, имеющие непосредственное отношение к военной службе, например, как правоверному следует вести себя по отношению к старослужащему или новобранцу?

— Как правило, мы общаемся с новобранцами. Мы говорим им: вы только еще начинаете служить, ничего пока не знаете и наставничество со стороны и старослужащих, и офицерского состава обязательно будет и должно быть. Это естественно. С этим вы можете столкнуться на любой работе, в любом коллективе. И воспринимать это следует адекватно. Другое дело, когда речь идет об унижении человеческого достоинства, тогда этому нужно противостоять всеми силами, если можете, то физически, если нет, то нужно обращаться к командованию.

Вообще в своих беседах мы часто говорим о том, каким должен быть мусульманин. Настоящий мусульманин — это образец для подражания, образец служения Родине, человек ответственный и высокоморальный. Настоящий мусульманин всегда поможет своему сослуживцу и ни в коем случае не будет его унижать.

 

— Как вы относитесь к работе представителей РПЦ среди военнослужащих? В СМИ нередко появляются сообщения о том, что православные батюшки стремятся к окормлению всех солдат, вне зависимости от их верований.

— Я благодарен православным священникам за то, что они проторили дорогу в воинские части для представителей других конфессий. Что же касается тех фактов, о которых рассказывают СМИ, то мне непонятно, для чего это делается и зачем. Это не способствует сплочению воинского коллектива, напротив, может вызвать протест и привести к неприятным последствиям. Об этом стоит задуматься тем, кто проводит такие встречи, и военному руководству, которое их допускает. Нужно помнить, что в армии служат и христиане, и мусульмане, и иудеи, и атеисты. Пусть православные священники проводят духовные беседы с солдатами, исповедующими Христианство, имамы— с солдатами­мусульманами и т. д. Конечно, если мусульманин захочет посетить беседу с православным священником, то, пожалуйста, двери открыты, но не нужно загонять всех туда насильно. Окормление должно проводиться по желанию. Именно такого принципа придерживаемся мы в своей работе.

 

— Как вы относитесь к формированию частей по национальному (или конфессиональному) признаку, где было бы учтено вероисповедание военнослужащих, как это было в царской России?

— Здесь нужно учитывать способности того или иного народа к несению воинской службы. Например, кавказские народы умеют воевать лучше других, поэтому у них и Дикая дивизия была очень боеспособной, и современные батальоны, такие как «Восток», являются одними из лучших. Другие же народы не имеют склонности к военной деятельности, и организованные на их базе отряды не будут эффективными. К этому вопросу нужно подходить избирательно, повсеместная организация национальных отрядов ни к чему хорошему не приведет.

 

— Что нужно сделать на уровне Министерства обороны, чтобы в российской армии не нарушались религиозные права мусульман?

— Даже неспециалисту понятно, что Российская армия нуждается в модернизации. Нужно пересматривать и боевую подготовку, и самоподготовку. Но это должно производиться поступательно. Сначала в одной части, потом в другой.

Можно внести изменения, которые позволят солдату исправно служить, не нарушая в то же время предписаний своей религии. Однако прежде всего необходимо подумать, не снизится ли в результате этого боеспособность армии.

Что касается вопроса с питанием, то здесь вообще не может быть проблемы. В наше время производство халяльной продукции достаточно распространено, и сделать так, чтобы мусульмане получали не запрещенную им продукцию, несложно. Было бы желание.

 

— Что вы думаете по поводу введения института капелланов? Многие соглашаются, что присутствие духовного лица в армии может положительно сказаться на боевом духе военнослужащих, в то же время не приведет ли это к монополии в армии Русской православной церкви и обострению межнациональных отношений?

— Все зависит от того, как это будет выглядеть на практике. Если не будет учитываться национальный и религиозный состав военнослужащих, а будет просто принято решение о том, что большинство капелланов — это православные священники, на том основании что большинство российских граждан православные христиане, то, конечно, мы против.

Институт капелланов можно сравнить с предметом ОПК, который пытаются внедрить в общеобразовательную школьную программу, несмотря на протесты общественности.

По моему мнению, воспитанием солдат должен заниматься заместитель командира по воспитательной работе, тот, кого раньше называли замполитом. Только вместо одной идеологии он должен говорить солдатам об общечеловеческих ценностях, о чести, о воинском братстве. Он может организовывать встречи личного состава с представителями своей конфессии, проводить «круглые столы», семинары. Таким образом, необходимость постоянного присутствия религиозного лица в армии отпадет сама собой. Духовенство же может посещать армейские подразделения так, как это происходит в настоящее время, периодически.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!