На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Миллят 10. Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения (продолжение)




Государственные символы и регалии Руси-России мусульманского происхождения

   Продолжение. Начало в № 9 (5)

    Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее — Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское происхождение.


    Шапка ерихонская, или шлем св. Александра Невского.

    Среди популярных у русских царей и аристократов XVII века боевых изголовий, называвшихся «шапками ерихонскими», или «ерихонками», особое место занимает золотая ерихонская шапка царя Михаила Федоровича, которая по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века и является одним из самых известных экспонатов Оружейной палаты. В XIX веке широко распространилась легенда о первоначальной принадлежности этого шлема великому князю Александру Невскому.

    Документы XVII века называют автором ерихонской шапки мастера Никиту Давыдова, работавшего в Оружейной палате в 1613–64 гг. Он свободно владел всеми приемами обработки металла и был при этом мастером-универсалом. Именно он, согласно Приходной книге Казенного приказа 1621 года, «делал» шапку, т. е. смонтировал и декорировал ее, за что и получил царскую награду. Вместе с тем очевидно, что работа Н. Давыдова — только переделка оригинального шлема, граненый купол которого имеет четко выраженное восточное происхождение. Об этом свидетельствует насеченная на нем арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»; в описи Оружейной палаты при переводе надписи на шлеме обойдено слово «Аллах» («…помощи от Бога и скорой победы»). Очевидно, шлем был изначально изготовлен в Османском халифате, о чем говорит также необычайно роскошный декор в виде виртуозно исполненного золотом растительного орнамента, нитей жемчуга и драгоценных камней (всего на шлеме 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов). К переделкам Н. Давыдова можно отнести короны, насеченные золотом на куполе, рельефное, покрытое цветной эмалью изображение Архангела Михаила и золотой крест, укрепленный на навершии шлема и упомянутый в Росписи Походной казны 1654 года (не сохранился). Полной аналогией этого шлема является «ерихонский шишак» конца XVI – начала XVII вв., привезенный из Стамбула русским послом Афанасием Прончищевым, почти всю поверхность которого украшает «кружево» насеченного золотом орнамента и изречений из Корана.

    Хотя искусствоведы считают возможным выводить название шлема «ерихонский» от малоизвестного диалектизма «ерихониться» («важничать»), более реально связать его с Палестиной (городом Иерихоном, араб. Ариха), входившей в XVII веке в состав Османского халифата.

    Сам по себе шлем Александра Невского не является государственной регалией, но именно он помещен над щитом с двуглавым орлом на Большом гep6е Российской империи 1856 и 1882 гг. как символ боевой мощи российских самодержцев, возводящих свою мифологическую генеалогию к Александру Невскому.

    Титул «царь».

    Рост престижа великого князя московского в начале XVI века привел к изменению ранга в титулатуре правителя. Сначала на рубеже XV–XVI вв. появляется именование «Господарь [т. е. государь] всея Руси» — но если на Руси оно воспринималось как титул короля, то основной внешнеполитический соперник Руси, великое княжество Литовское, вообще не признавало нового титула. Новая интитуляция «государя всея Руси» была подкреплена новым обрядом венчания на великое княжение, совершенного Иваном III в отношении своего внука Дмитрия Ивановича, и возложением на наследника шапки Мономаха. Таким образом, Московская Русь демонстрировала обретенную независимость от развалившейся Золотой Орды. Однако титул «государя» не давал полного равенства с правителями постордынских ханств, что отчетливо осознавали и в Литве, и в Крыму, и в самой Москве. Именно в связи с этим уже при Василии III (прав. в 1505–33 гг.) в титулатуре впервые появляется новый титул — «царь», который реально закрепился за московскими правителями только при сыне Василия — Иване Грозном. В 1547 году митрополит Макарий организовал царское венчание Ивана IV, но новую титулатуру никто не признавал ни в Европе, ни в Азии. Большую часть своего царского правления Грозный был занят тем, что пытался утвердиться в новом качестве среди остальных монархов, для чего использовал реальное наполнение царского титула завоеванными землями — татарскими ханствами, или, по терминологии того времени, царствами.

    До XIII века на Руси не употреблялось слово «царь»; для перевода греческого слова «Васiлеус» использовалось происходящее из Рима слово «цесарь». Семантическое размежевание слов «цесарь» и «царь» заметно и очевидно для исследователей, на что указывали специалисты. В источниках идет отдельное употребление этих непересекающихся титулов: русский посланник Павел Менезиус в 1688 году объяснял папе Клименту Х, что слово «царь» нельзя переводить словом «цесарь», но следует писать этот титул без перевода. Лжедмитрий I именовал себя как «великий цесарь, князь всея Руси, многих Татарских царств и государств, Московской державе подвластных, государь, царь и обладатель». Показательна привязка слов «царь» и «царства» к татарской государственности. О том же свидетельствует реакция польского короля Сигизмунда I на требование Ивана Грозного называть его царем от 1554 году: «никоторый же государь у христьянстве тым именем не называетца, кроме бусурманских царей, а он, брат наш, есть государем христьянским». Вот почему Грозный ссылался на факт завоевания им Казанского и Астраханского царств как на довод в правообладании царским титулом: «на тех местех исстари цари велись», «место Казанское и Астороканское… извечное царское».

    Соотнесенность слова «царь» с ханами Золотой Орды и постордынских ханств очевидна в русских летописях и других источниках, в фольклоре («где царь, там и орда») и в топонимике (например, с. Царев на р. Ахтубе долгое время считалось возникшим на месте столицы Золотой Орды г. Сарая, хотя, по новым исследованиям, Царевское городище можно соотнести с другим крупным ордынским городом — Гюлистаном). В связи с этим формула «православный царь» (впервые появилась около 1518 года) является уточняющей относительно именно московского правителя.

    Слово «царь» вошло в русский яз. через посредство татар и/или выходцев из Средней Азии из иранских язsrjd. В современном фарси «сар» значит «голова; начальник; начало; верх, вершина, верхушка»; устаревшее слово «саропарде» («сар» + «парде») означает «царский шатер». «Сар» очень часто входит в состав многосложных слов, среди которых «сародор» — «хозяин, смотритель караван-сарая» и т. д. Кстати, слово «сарай» в значении «дворец» — а именно так расшифровывается название столицы Золотой Орды — происходит из персидского «сар ое» — «дом царя» (на фарси так и читается: «сарой»).

    Двуглавый орел.

    Символ впервые появился на печати Ивана III в 1497 году — одновременно с титулом «государя всея Руси», новым обрядом венчания на великое княжение и возложением шапки Мономаха на наследника московского престола. Двуглавый орел — один из древнейших геральдических знаков — известен на Древнем Востоке, в империи Сасанидов, в Византии, по всей Европе; в связи с этим версии о его происхождении на Руси существенно разнятся. В настоящее время большинство ученых полностью отвергают как несостоятельную византийскую версию и склоняются к поддержке гипотезы о западноевропейских корнях российского орла.

    В то же время двуглавый орел в XIV веке известен на медных монетах хана Золотой Орды Джанибека (прав. в
1341–57 гг.); в XV веке этот символ переносится с джучидских монет на русские монеты, что отмечалось специалистами по нумизматике. По версии
С. Фаизова, именно ордынский орел был хорошо известен подданным московского великого князя. Здесь он воспринимался как один из символов царской, или ханской, власти. «Ордынский орел гораздо более убедительно демонстрировал наступившее после 1480 года равенство в статусе великого князя и хана, чем никому здесь не известные двуглавые орлы Священной Римской империи или Византии». Перенесение изображения орла с джучидских монет на русские монеты второй половины XIV века и чеканка монет с аналогичным изображением в русских княжествах XV века отмечались известными русскими нумизматами
А. Орешниковым и Р. Фасмером.

    Три короны над двуглавым орлом.

    В задачу идеологов русского самодержавия входило более весомое и торжественное геральдическое представление тех «государств», которые вошли в состав Руси. Две короны над головами двуглавого орла появляются на печати Ивана IV в 1562 году; в субъектной части царского титула, прописанного вокруг орла, значится: «Господарь всея Роусии, Володимерский, Московский, Новгородский, царь Казанский и царь Астараханский, государь Псковский, и великий князь Смоленски, Тверски, Югорски, Пермьски, Вятцки, Болгарски». Число корон привязано к числу царств в титуле, которых к тому времени насчитывалось лишь два.

    Впервые орел с тремя коронами появляется после Смутного времени, на «Орловской воротной печати» 1625 года. В именном указе Алексея Михайловича (прав. в 1645–76 гг.) от 1667 года идет первое официальное описание государственного герба: «…Три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому… Государя державе».


Прорисовка элементов узора на шлеме Александра Невского Ерихонский шишак из Стамбула посла Афанасия Прончищева Первый русский двуглавый орел на печати Ивана III. 1497 г.








Дамир ХАЙРЕТДИНОВ
Из книги «Ислам в Москве.
Энциклопедический словарь»


Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 


       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!