На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета ''Миллят'' №5(1) (январь) 2008

«Миллят», № 5(1) (январь 2008 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

Палестина

После того как фрагмент стены, разделяющий Египет и сектор Газа был взорван в знак протеста против израильской блокады, сотни палестинцев устремились в Египет.

Около двух третей 12-километровой стены, отделяющей Рафах от сектора Газы, были разрушены в результате 17 взрывов, прогремевших на рассвете 23 января.

С этого момента не прекращается поток жителей Газы, стремящихся в пограничный египетский город Рафах, чтобы купить топливо и товары первой необходимости, дефицит которых ощущался в течение долгих месяцев экономической блокады.

Движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа с июня прошлого года, не взяло на себя ответственность за разрушение пограничной стены, однако бойцы движения уже заняли позиции на египетской границе. Полиция ХАМАС останавливает толпы палестинцев, проходящих через границу, и проверяет их багаж на предмет нелегального оружия.

Израиль выразил свою обеспокоенность развитием событий и призвал Египет восстановить порядок. В ответ Хосни Мубарак, Президент Египта, заявил, что его люди позволят палестинцам пересекать границу для покупки предметов первой необходимости, при условии, что при них не будет оружия.

На прошлой неделе Израиль ужесточил экономическую блокаду в Газе в ответ на ракетные обстрелы со стороны палестинских боевиков. Египет косвенно поддержал израильское решение, оставив границу с Газой закрытой.

В ответ на предостережения мирового сообщества о возможном гуманитарном кризисе, Израиль разрешил организовать поставки топлива и продовольствия в Газу. Однако жители Газы по-прежнему сталкиваются с критическим недостатком ресурсов и продовольствия.

Нижегородцы вернулись с благословенной земли

В первых числах января вернулись на родину последние группы паломников из России. В этом году почти двадцать шесть тысяч человек из нашей страны, побывавшие в Саудовской Аравии, отмечают радующие сердца всех мусульман перемены, происходящие на священной земле. Группа нижегородцев спешит поведать о них и своих впечатлениях землякам, родным и близким. А мы, в свою очередь спешим поделиться ими с нашими читателями.

Гаяз-хазрат Закиров, председатель Региональной национально-культурной автономии татар, имам-хатыб Соборноей мечети г. Дзержинска:

— Я во второй раз побывал в Саудовской Аравии: в 1998 году был по приглашению короля Иордании, поэтому у меня есть возможность сравнить уровень сервиса тогда и сейчас. За те годы, что прошли с первой моей поездки, произошли существенные позитивные преобразования. Кааба расширяется, третий этаж Священной мечети предоставлен инвалидам, протянут водопровод с водой зям-зям. В Джамарате (место символического бросания камней) возведена трехэтажная стена, поэтому нет больше опасных столпотворений. Для хождения между холмами Сафа и Марва построена двухэтажная дорога и движение направлено в одну сторону.

Если охарактеризовать жизнь в Саудовской Аравии одним словом, то это тот коммунизм, о котором говорили как о сказке и так ждали в СССР. Однозначно — благодать! Город стал больше,              

3

В РОССИИ И СНГ

 

Башкортостан

В Республике Башкортостан принято решение о создании координационного совета по мусульманскому образованию. В него войдут руководители Башкирского государственного педагогического университета, Российского исламского университета, медресе, представители Совета по делам религий при Правительстве РБ, представители Центрального духовного управления мусульман России и Духовного управления мусульман РБ.

На организационном совещании, которое прошло в Башкирском государственном педагогическом университете, обсуждены вопросы реализации программы развития мусульманского образования в Республике Башкортостан, рассмотрены проблемы разработки стандартов, учебных планов, программ дополнительного образования и переподготовки кадров для представителей светских и религиозных специальностей.

Участники совещания определили рабочие группы, которые непосредственно будут заниматься реализацией пунктов программы. Планируется, что Башкирский государственный педагогический университет совместно со Смольным институтом Санкт- Петербургского государственного университета создадут центр дистанционного образования, в котором будут проходить обучение представители мусульманских учебных заведений, сообщает обозреватель агентства.

Санкт-Петербург

Академический институт восточных рукописей создан в Петербурге на базе филиала Института востоковедения. Такое решение принял 20 января президиум Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, сообщает Ислам.Ру со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Профессор Ирина Попова, директор обновленного научного центра, сообщила, что его «история восходит к 1818 году, когда здесь был создан Азиатский музей Императорской академии наук».

Среди ключевых направлений деятельности обновленного центра, отметила профессор Попова, «фундаментальные исследования стран и народов Азии, Северной Африки и Тихоокеанского региона, исследование древнего и средневекового Востока».

Коллектив выпустил в свет три тома «Истории Халифата». Этот труд в 2001 году был удостоен Государственной премии. Подготовлены также четыре выпуска справочника «Ислам на территории бывшей Российской империи». Составлена значительная часть компьютерного каталога тибетских рукописей и ксилографов. Подготовлен каталог арабо-христианских рукописей из собрания Петербурга, издан ряд новозаветных апокрифов восточно-христианской литературы, отметила Ирина Попова.

По материалам wwww.islamrf.ru

Центру мусульманской культуры быть!

23 января состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенное использование земельного участка по Казанской набережной.

При проведении мероприятия со стороны городской администрации и Духовного управления мусульман Нижегородской области, были соблюдены все условия, для того, чтобы слушания считались состоявшимися с правовой точки зрения..

На мероприятии присутствовали автор проекта директор Архитектурно проекторной мастерской Борис Геннадиевич Тарасов, представители Департамента архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода и специалисты отдела администрации по работе с населением и общественными организациями Нижегородской области.

3

Нижегородскую Соборную мечеть посетил посол Ирана в России

23 января с однодневным визитом Нижегородскую область посетил Голамреза Ансари, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в РФ. Кроме рабочей встречи с губернатором области в программу визита вошло посещение Нижегородской Соборной мечети и знакомство с деятельностью Духовного управления мусульман Нижегородской области.

3

 

ИЗ ИСТОРИИИ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Юзеев А.Н. Метеор веры. Биографическая повесть о Шихабаддине Марджани. Нижний Новгород: Изд-во «Махинур», 2005. — 40 с.

Книга доктора философских наук, крупнейшего специалиста по истории татарской мусульманской философии ученого-публициста Айдара Юзеева представляет собой биографическую повесть о жизнедеятельности известного татарского теолога, историка и философа Шихабаддина Марджани. Несмотря на то, что сегодня уже собран обширный фактический материал о Марджани, он все еще неизвестен широкой публике как личность: черты характера, окружение, близкие вне поля зрения исследователей, поэтому обращение А. Юзеева к жанру художественной литературы является уникальным.

 

«Хадж российских мусульман: сборник путевых заметок о хадже». Н. Новгород — ИД «Медна», 2008. —

122 с., ил.

Настоящий сборник является первой книгой молодого исследователя Ильдара Нуриманова. Она посвящена 220-летнему юбилею Оренбургского магометанского духовного собрания (1788–1917). Это была наиболее стабильная эпоха развития хаджа. История хаджа для российских мусульман всегда была рассказом о приходе и возвращении в основные регионы мусульманского мира (дар уль-Ислам). От времени независимости мусульманских тюркских государств у нас не осталось непосредственных свидетельств-рассказов о хадже (хадж-наме) с булгарских или золотоордынских территорий. Периодами расцвета хаджа здесь были XI и XIV века. В годы существования ОМДС хадж проделывали муфтии Салим-Гирей Тевкелев и Мухаммедъяр Султанов и муфтий ЦДУМ в 1917–1921 гг. Галимджан Баруди. К этому периоду относятся классические российские хадж-наме. В постсоветские годы хадж вновь стал массовым явлением. В книге раскрыты одновременно те живые чувства, которые испытывают российские мусульмане на священной земле Мекки, и реальные цифры и планы по реализации хаджа. Число российских паломников растет, а значит, хадж должен превратиться в один из институтов, объединяющих российскую умму.

Путь нации татар-мусульман: Шихабетдин Марджани (1818–1889)

Одной из лучших черт татар была способность помнить судьбоносные этапы своей истории. Для нашей нации ими являются история тюркских государств края, принятие Ислама и национальное реформаторство, объединившее наш народ в конце XIX – начале XX веков. Здесь религиозное и светское, духовное и материальное начало неразрывны. Гений Марджани и состоит в том, что он объединил в целое духовное и государственное бытие нашего народа. Когда сегодня перечитываешь сборник «Марджани», выпущенный в 1915 году, удивляешься проникновению его авторов в суть мыслей и дел Марджани. Люди, создававшие сборник, были его истинными учениками и продолжателями. Они понимали, что татары благодаря Марджани почувствовали себя частью мировой цивилизации, но частью отдельной, самостоятельной, не тождественной другим частям.

Авторы сборника, будущие муфтии Галимджан Баруди и Риза Фахретдин и казый Кашшаф Тарджемани, видели в Марджани прежде всего великого улема. Аналогичную позицию занимал и классик тюркизма Юсуф Акчура. Марджани для Тукая — это человек, открывший смысл хадисов и аятов Корана. Марджани — это победитель невежества, сделавший первый шаг к просвещению нации, разбудивший спящих татар. Марджани у Тукая дает наилучшее представление о понимании роли мыслителя среди простого народа.

Краеугольным камнем реформ Марджани была реформа религиозных учреждений, так как в то время наши предки считали себя, прежде всего, мусульманами. Марджани стремился объединить всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания в единую нацию, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, ногайцев, сибирских татар. «Кто ты, если не татарин?» — вопрошал он современников.

Неумолимо возникает вопрос: почему Марджани потратил бóльшую часть своей жизни на изучение исламской догматики, философии и истории мусульманского мира? Почему Марджани столь упорно добивался изучения Корана и хадисов в подлинниках, а не в толкованиях, параллельно изучая при этом историю и географию исламского мира? Заметим, что именно таковой является современная научная методика. Марджани по примеру Ибн Рушда (Аверроэса) понимал истинное знание, как идущее от двух источников: от Бога и от практических исследований. Не он пришел к этому выводу, но он обосновал возможность новшеств в мусульманском мире, как происходящих по воле Бога. Он блестяще теоретически и практически решил задачу, как оставаться мусульманином, верным духу Корана, и принимать на себя все новшества современного мира. Татарину рубежа веков эта истина была понятна. Боюсь, что трудно сказать то же самое о наших обрусевших, но европеизированных современниках или об истинных мусульманах, живущих по нормам средневекового домостроя.

Стали ли наши современники умнее, прочитав несколько книг, излагающих европейские теории? Не знаю. Но знаю точно, что у нас нет богослова, равного Марджани, который понятным и доказательным языком объяснил нам права и обязанности современного мусульманина и то, почему утрата религии предков ведет к утрате части самого себя. Не будем заблуждаться: чем массовое крещение ордынских или казанских феодалов и их челяди отличается от массовой русификации советской и постсоветской эпохи? И те, и другие утратили смысл оставаться в рядах последователей своей веры и культуры. И в середине XIX века существовали все более обрусевшие роды. Не будем обольщаться: разница между второй половиной XIX века и началом века XXI была лишь в масштабах проблемы, а не в ее сути. Впрочем, эти обрусевшие татары, как и обрусевшие представители других народов, станут основной силой, развалившей Российскую империю.

Зачем образованный христианин читает Священное писание, иудей — Тору, мусульманин — Коран и труды богословов? Затем, чтобы найти ответы на вечные вопросы. Суть человечества почти не изменилась, а время пророков и великих мыслителей прошло. Поэтому нам нужно ознакомиться хотя бы с одним трудом Газали, или имама Бухари, или, наконец, Марджани, или Фахретдина? Чтение их не будет легким, но разве сотни тысяч татар с высшим образованием не привыкли к изучению научных трудов? В начале прошлого века Риза Фахретдин написал книгу «Дини вэ иджтимагый мэсьэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы»), где показал, как нужно совмещать нормы Ислама с реалиями современности. Неужели мы действительно считаем, что 1300-летняя Исламская цивилизация не накопила великих духовных сокровищ, великих истин? Так почему же мы о них практически ничего не знаем? Их знали наши великие от Кул Гали и Сафа Сараи до Хади Такташа до Аяза Гилязова. Может быть, поэтому наш народ и не в состоянии пока дать жизнь новым великим мыслителям, писателям и ученым? Час пробуждения нации не наступит никогда, если мы не поймем величия Кул Гали и Курсави, Марджани и Акчуры, Дардменда и Такташа. Зачем же мы по пятнадцать-восемнадцать лет изучали наследие чужих народов, если мы не можем понять наследие своего народа?

В 1850 году, в 32 года Марджани стал имамом и мударрисом 1-го прихода Казани. Именно с Марджани начинается история Казани как духовной столицы татар. До него все городские медресе находились под контролем одного конкретного бая, фактического хозяина махалли. Марджани создал классический тип медресе, в котором мударрис являлся абсолютно самостоятельной фигурой. На базе медресе возник мутаваллият (попечительский совет), получивший санкцию в Духовном собрании.

В 1860-е гг., в условиях буржуазных реформ в России, Марджани и его ученик Хусаин Фаизхани выступили с проектом создания группы одновременно светской татарской элиты и духовенства, обладающего основами современных научных знаний. После смерти муфтия Габдулвахида Сулейманова в 1862 г. Марджани стремился занять этот пост. Проект медресе у Фаизхани являлся одной из составляющих реформы Духовного собрания.

Марджани приготовил сотни миссионеров Ислама, которые вели затем непримиримую борьбу за сохранение и упрочение веры в качестве имамов, редакторов газет, лидеров благотворительных обществах, писателей, гласных городских дум. Именно Марджани теологически открыл в мусульманском мире дорогу Исмагилу Гаспринскому с его идеей создания нации мусульман России по европейскому образцу.

Марджани создал первую документальную картину истории булгаро-татарских государств, органов самоуправления, основных населенных пунктов, мечетей и улемов. Первым камнем здесь стали недавно открытые труды Фаизхани по истории ханств Касимова и Казани. Марджани определил месторасположение татарской нации в координатах пространства и времени. Гениальность Марджани заключается в том, что он сумел соединить в одно целое и общемусульманскую историю, и историю казанских татар. Описание подъема общественной и культурной жизни татар на началах частной инициативы конкретных лиц, в отсутствие собственной государственности является величайшей заслугой Марджани.

В советские годы мечеть Марджани даже в худшие годы террора оставалась символом Ислама среди татар, а имя Марджани — паролем для всей нации. Он создал нашу историю и наше богословие, то есть объединил разрозненный по племенам народ в единое целое. И пусть мы еще не в состоянии понять роль Марджани как ее понимали в 1915 году, но перед его величием мы почтительно склоняем голову. Несмотря на все искажения в изданиях трудов Марджани, благодаря, прежде всего, работам А.Н. Юзеева, мы начали получать адекватное представление о его роли. Не случайно, что его имя носит Институт истории в Казани и Научно-просветительский фонд в Москве. В новом тысячелетии мы все лучше начинаем понимать, что путь татар-мусульман — это путь, проложенный Шихаб-хазратом.

Айдар Хабутдинов,

доктор исторических наук

ТЕМА НОМЕРА

1чище, красивее, благоустроеннее, появилось много новых великолепных гостиниц и небоскребов. Идеальный порядок во всем, нет пьянства, почти нет преступности, дороговизны. Остров в раскаленной пустыне превращен в райский уголок на земле. Тоннели буквально врезаются в горы. Транспортные развязки поражают своей совершенной продуманностью, а дороги идеальным покрытием. Там мало зелени, но как арабы трепетно относятся к ней, как заботятся и берегут зеленые насаждения!

По неофициальным данным ежегодно в Саудовскую Аравию приезжает семь миллионов людей со всего мира и при этом арабы умеют сохранить порядок, великолепие и законопослушность в стране. Как сказано в Коране: «Мы создали вас разными народами, разными племенами, чтобы вы познавали друг друга».

Оказавшись среди стольких единоверцев не можешь не испытать чувства гордости от сознания принадлежности к великой Умме! Для сравнения, из православной России на Рождество в Израиль отправилось около пяти тысяч христиан, а мусульман в этом году в Мекку прибыло не менее двадцати шести тысяч. Впечатляет!

Люди стойко переносят все трудности связанные со сменой климата, помогают друг другу, и с азаном миллионы мусульман молятся Аллаху в один момент».

Асяат Эксанов:

— Это был первый хадж в моей жизни, и я убедился — это очень ответственное и сложное дело, хотя многие и утверждают обратное. Прежде всего, это колоссальный стресс, моральное потрясение, от осознания того, что ты находишься в самой Мекке, в сердце мусульманского мира. Не передать словами ощущения от первого посещения главной мечети мира. Мне кажется, это похоже на состояние невесомости. Когда находишься там, появляется ощущение, будто жил здесь всю жизнь, здесь родился и должен жить на этой земле. В этой мечети как нигде больше чувствуешь, что жизнь заключается в поклонении Аллаху. Не один из многих городов, в которых я побывал, не производил на меня такого впечатления как Мекка. Обычными словами его не выразишь, каждый мусульманин должен использовать любую возможность увидеть это великолепие своими глазами.

По возвращении из паломничества я чувствую себя совершенно другим обновленным человеком, сбросившим с себя тяжелый груз. Я осознал, что такое мирская суета, и как по настоящему нужно поклоняться Создателю. Намерен больше не совершать греховных дел, а те которых не избежал раньше, постараюсь заслужить милость Всевышнего и искупить. Я уже никогда не смогу смотреть вглубь себя и на мир вокруг, взглядом который у меня был до свершения этого чуда — паломничества к священным для мусульман местам.

И так хотелось бы иметь возможность прожить новую жизнь заново, но совсем по-другому, осмысленную и осознанную!

Адиля Черкасова:

— Благодарю Всевышнего Аллаха Милостивого и Милосердного за возможность второй раз совершить хадж, за то, что позади те времена, когда совершить паломничество было крайне сложно! Моя мама рассказывала о том, как жители нашей деревни Татарское Маклаково много месяцев шли пешком в Мекку. И тогда воспоминания хаджиев становились народным достоянием, и в моей памяти они оставили очень глубокий след.

Конечно, сейчас намного легче и безопасней совершать паломничество и в Мекке, все больше делается того, чтобы люди не погибали и не получали травмы в давках у наиболее посещаемых мест.

Находясь на священной земле, испытываешь необыкновенную радость мощную позитивную энергию, с которой ничто в мире не может сравниться, на время забыть о мирской жизни и ощутить могущество и величие Всевышнего. Приближение к Каабе придает паломнику сил на преодоление всех трудностей на пути своего не легкого дела. Хадж совершенствует веру, позволяет пережить подобие Судного дня, помогает проникнуть в тайну слов «Умрите до смерти».

Но самое ценное при совершении паломничества, конечно же, это приблизиться к истокам своей религии, совершить обход Каабы — первого в истории человечества храма, посвященного Аллаху, поклониться святым местам, связанным с возникновением и становлением первого исламского государства, во главе с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).

Приятно сознавать себя частицей огромного исламского мира, гордость от причастности к великой Умме.

Я постоянно искренне молила Всевышнего не оставлять мусульман без Своей милости и покровительства. Совместно и каждый по отдельности молились за Умара-хазрата, его семью и всех хазратов Нижегородской области, которые помогли нам подготовиться и совершить этот хадж. Да прибудет с ними милость Аллаха и благополучие в обоих мирах!

Ильдар Нуриманов

1Нижегородскую Соборную мечеть        посетил посол Ирана в России                

Голямреза Ансари выразил благодарность руководству ДУМНО и Умару-хазрату лично за внимание, оказываемое с его стороны представителям Ирана в РФ, в частности, за неизменные поздравления с национальными праздниками Ирана. Он высоко оценил образовательную и издательскую деятельность ДУМНО и выразил надежду на налаживание более тесного сотрудничества с российскими мусульманами.

Чей покой нарушают мечети?

«Здесь не будет мечетей! Будет русский пейзаж! Русские идут!». Листовки с таким содержанием обнаружили 19 января пришедшие в Соборную мечеть Нижнего Новгорода служащие мечети и Духовного управления мусульман, а также прихожане на заборах по всей близлежащей территории и на стенах и дверях самой мечети.

Судя по плохому качеству изображения, оригинал взят из Интернета, а распечатаны листовки на обороте листов из курсовой работы студентов Нижегородского политехнического университета. Но о небрежности хулиганов свидетельствует не только это. Подобная провокация может являться плодом деятельности только исторически неграмотных людей по двум причинам. Во-первых, мечети на Нижегородчине функционировали с VII века и на протяжении всех этих лет являлись символом многонационального и многоконфессионального сотрудничества и дружбы. Во-вторых, русские, которые неожиданно «идут» в листовках, всегда жили на Нижегородской земле и мирно сосуществовали с мусульманами, несколько веков живущими в области. Как отметил президент России Владимир Путин на празднествах в честь тысячелетия Казани: «Фактически, защищаясь от других иноземных захватчиков, и Русь, и Поволжские ханства одновременно, а часто и вместе, отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле».

Произошедшее прокомментировал заместитель председателя ДУМНО Абдулбари-хазрат Муслимов:

— Я не понимаю, кому и зачем нужно было расклеивать провокационные листовки. Какой дискомфорт приносит нижегородская Соборная мечеть, являющаяся признанным архитектурно-историческим памятником начала прошлого века? Она гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города.

Ее открытие состоялось в трагичном для России 1915 году, когда мусульмане и христиане вновь защищали нашу общую Родину от очередного нашествия с Запада. С минбара Нижегородской Соборной мечети имамы призывали мусульман бороться за свое Отечество, как в 1612 году, но позднее их ждала тяжелая участь. В 1930-е гг. мечети Нижегородчины, как и ее церкви, были закрыты, духовенство всех конфессий подверглось репрессиям. Минарет Нижегородской Соборной мечети вновь поднялся над Волгой в годы окончания эпохи атеизма, когда над великой рекой вновь возвысились минареты мечетей и колокольни монастырей, напоминая, что коренные жители этих мест не забыли завет единого Бога и полны истинной веры. Что происходит сейчас в стране, в которой народы стали братскими за многовековую историю, вместе воевали против внешних и внутренних врагов, пережили годы испытаний и больших радостных перемен?

Тысяча мусульман посещает мечеть, и слушает проповеди, призывающие к толерантности и мирному сосуществованию с соседями, молятся о стабильности и благополучии в России.

Мы более чем уверенны, что авторы листовок не являются выразителями мнения всех нижегородцев, многолетняя деятельность ДУМНО, Регионального объединения мусульман, все наши инфраструктуры находят понимание у руководства области и города во всех вопросах, нас связывает опыт плодотворного сотрудничества, и мы выражаем надежду на то, что администрация города обратит внимание на этот вопиющий факт и примет соответствующие меры.

1Центру мусульманской культуры быть!

Публичные слушания вела руководитель Строительного одела ДУМНО Наиля Шавкатовна Мухарметова. Они прошли в корректной и очень доброжелательной атмосфере.

Больше всего народ интересовался вопросом, каким будет Центр мусульманской культуры? Его размер, внутренняя отделка, сколько будет помещений внутри и каких размеров? Все присутствовавшие активно участвовали в диалоге, возлагали свои надежды на этот объект высокой социальной значимости. В каждой реплике выражалась ставшая единой для всех мусульман области мысль о том, что Центр должен стать местом, где люди будут собираться для решения общих проблем, совместного празднования знаменательных событий и просто для культурного проведения отдыха. Старейшины обратились к представителям светской власти с просьбой как можно скорее подписать все необходимые документы и, наконец, разрешить начало строительства.

Нижегородские татары в Польше

В кон. XIX — нач. XX вв. татары с. Камкина, с. Кочко-Пожарки (Сергачского р­на Нижегородской обл.) и других сел области начали активные торговую деятельность на территории Польши: в городах Краков, Варшава, Бамут и др. Нижегородские татары познакомились там с польскими татарами, жившими на территории Польши со средних веков. Многие женились там на «полячках» — татарках польского происхождения. Дело шло к образованию в Польше татарской колонии. Даже пост главного имама­хатыба Соборной мечети Варшавы занимал уроженец нижегородского татарского села Кузьминки Даян Абдрахимов (с 1905 по 1910 г.). Многие нижегородские татары работали на польских фабриках, принадлежавших евреям. Прервала этот процесс Первая мировая война: некоторые татары были высланы из Польши.

КАЛЕЙДОСКОП

«Чайхана» открыла свои двери!

В конце 2007 года наконец обрела помещение «Чайхана», организованная клубом «Шатлык» при РНКАТНО. 27 января в клубе состоялась уже вторая встреча нижегородских татар с паломниками, совершившими в конце 2007 года хадж. О ней наш сегодняшний рассказ.

Состоявшаяся вчера встреча определила новый уровень и значимость подобных мероприятий для всех участников и в целом для представителей нации нашего региона.

Число собравшихся в «Чайхане» приятно удивило даже организаторов приложивших для этого много усилий. Рассказы людей, побывавших на святой для мусульман земле, их наблюдения относительно идеальной продуманности государственного устройства там, подтолкнули присутствовавших к интересной и содержательной беседе. Получился очень живой диалог между представителями разных возрастов и интересов.

Обсуждались такие проблемы как необходимость сохранить индивидуальность малого народа, отсутствие консолидации в вопросах национальной политики, проблемы религиозного воспитания и внедрения исламской культуры среди татарского населения Нижегородской области. Говорилось также о необходимости использовать все имеющиеся возможности для пропаганды национальной и религиозной культуры, поддерживать религиозных деятелей, национальные СМИ и общественные объединения, способствующие сохранению культуры и сплоченности внутри нации.

После окончания мероприятия в беседе с корреспондентом посетители «Чайханы» недоумевали, услышав вопрос «Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча»?

Предлагаем вашему вниманию отзывы тех, кто участвовал во втором заседании клуба.

Гаяз Закиров, председатель РНКАТНО:

— Еще раз побывав в Саудовской Аравии, я укрепился во мнении, что нам просто необходимо внедрять методы воспитания общества с огромным успехом воплощенные там. На сегодняшний день мы наблюдаем ощутимые пробелы в вопросах  духовно-нравственного воспитания в нашем обществе.

В   Соборной мечети Нижнего Новгорода работают высоко отмеченные в России религиозные деятели, а Дамира-хазрата я лично считаю молодым гением. Все имамы мечетей области обладают хорошими религиозными знаниями, но при этом не имеют — я считаю незаслуженно — достаточного влияния на мусульманское население региона. А причина одна: даже те, кто приходят в мечеть для совершения джума-намаза не находят времени прислушаться к проповедям, а ведь в них заключается мудрость Корана и хадисов… Хазраты изыскивают любую возможность поговорить с народом, положительно воздействовать на него, но, как правило, не находят понимания у прихожан, только из-за отсутствия у них желания прислушаться. Все это — последствия атеистического воспитания, плоды которого мы сейчас пожинаем, и пока еще не поздно пора вспомнить, что мы и не азиаты, и не европейцы, нужно возвращаться к истокам своей нации и религии, быть искренними в своей вере и чистыми перед нацией, делать все для развития культуры, традиций, поддерживать наши сайты, периодические издания, новую превосходную газету «Мишар доньясы». И, конечно, очень важно регулярно встречаться обсуждать наши перспективы, проблемы возрождения национальной культуры, возвращения к нашим истокам.

Тахир Телепов, генеральный директор Управляющей компании:

— РНКАТНО ведет нужную и очень важную для татар деятельность. Познакомившись во время совместного совершения хаджа с руководителем автономии Гаяз-хазратом, я понял насколько это высокообразованный человек, прекрасно владеющий родного языка, очень мало людей так превосходно владеющих татарским литературным языком и поэтому такие личности нужно ценить и поддерживать начатое РНКАТНО и клубом «Шатлык» дело. Конечно, впереди сложный процесс возвращения к национальным истокам, но мы постараемся помочь, и я призываю татар, быть активней, не растворятся в чужой культуре, сохранять индивидуальность нации.

Огромное спасибо всем организаторам мероприятия, я очень рад, что побывал на нем и отныне имею возможность регулярно встречаться с представителями моей нации.

Рафаиль Битряков, студент Нижегородского коммерческого института, участник татарского ансамбля «Туган як моннары»:

— Об этом мероприятии я узнал от своей бабушки. Она сказала, что все желающие могут прийти на встречу с хаджиями и послушать рассказы о пребывании на святой земле. Я не подозревал, что в Нижнем Новгороде есть «Шатлык», думал он только в Москве функционирует, но сегодня много узнал о деятельности клуба, где он расположен. Получил очень хорошие впечатления от общения. Узнал мнение разных людей во время дискуссий о государстве, политике, религии в стране. Поддерживаю идею единения и сотрудничества татар, приветствую деятельность РНКАТНО и «Шатлыка». Желаю «Чайхане» развиваться и активизировать работу с населением. Предлагаю устраивать лекции на интересующие темы. Кстати я очень хотел бы узнать больше о разнице между суннитами и шиитами. Уверен, что в большинстве наша молодежь даже не знает, к каком течению принадлежит». Я убежден, что нельзя проводить четких параллелей между религией и светской жизнью мусульманских народов. Эти понятия должны быть неотделимыми друг от друга, духовно-нравственное воспитание нации возможно лишь при их содействии. И еще один важный фактор единство и сплоченность в народе, а для этого просто необходимы подобные встречи! «Чайхана» очень нужна моему народу!

Наиля Бикчурина, студентка

4 курса медресе «Махинур»:

—Сегодня на занятиях в медресе нам сказали об этом мероприятии, и мы все, не раздумывая, решили прийти сюда.

Просто счастлива, что прилагаются усилия для возрождения национальной культуры. Благодарю Всевышнего, что я попала на этот меджлис, ведь все совершается лишь по Его воле!

Мы получили неправильное воспитание и надо сделать все, чтобы наверстать упущенное, а для этого нам надо встречаться, делиться своими знаниями и опытом, быть  вместе, единой семьей. Татары должны сплотиться и сблизиться. Хвала Всевышнему, что отныне у нас есть гостеприимная «Чайхана»!

Алия Муллина, абыстай:

— Большое спасибо Зиле Ахмадуллиной, которая позвонила мне и сказала, что будет встреча с хаджиями. Я не раздумывая решила придти и внука своего пригласила. Очень хорошо, что отныне у татарской молодежи и у пожилых людей будет место, где можно встречаться, знакомиться, общаться. Рада, что теперь люди всех возрастов будут иметь возможность узнавать друг друга, обсуждать волнующие нас темы. Рахмат!»

 Ляйля Бадамшина, пенсионерка:

— Я сегодня очень плохо себя чувствовала, но не придти сюда не могла и очень рада, что не осталась дома. Узнала очень много полезной информации о своей нации, о религии. Мы находимся, в какой то информационной блокаде, если раньше хотя бы по пятницам можно было хоть что-то посмотреть по телевизору, то теперь мы лишены этой возможности и ничего не знаем. Создать «Чайхану» — превосходная идея, теперь будем собираться здесь, беседовать с единомышленниками. По большим праздникам, конечно, будем посещать в объединяющую всех мусульман области Соборную мечеть, а будни дни встречаться здесь для обсуждения светской жизни, проблем и радостей татар нашего региона. От всей души желаю, чтобы приходило как можно больше людей и скорее был построен Нижегородский центр мусульманской культуры, чтобы можно было вместить всех желающих».

Подготовила Зайнаб Ахмедрахимова

Наши земляки

Алимов Заки Жиганшевич

Родился в 1923 г. в селе Грибаново Сергачского района в семье крестьянина. В 1941 г. окончил среднюю школу в Казани. Призван в ряды Красной армии, направлен в Чкаловское военно-медицинское училище. С 1942 г. — в действующей армии, командир санитарного взвода. 1943 г. — тяжелое ранение в наступательном бою на Курской дуге, 1944 г. — контузия на территории Латвии. Демобилизован в 1946 г. в звании лейтенанта медицинской службы.

В 1953 г. окончил Казанский медицинский институт. После ординатуры — врач-хирург республиканской клинической больницы. 1962 г. — защита кандидатской диссертации, работа на кафедре госпитальной и общей хирургии Казанского мединститута. 1973 г. — защита докторской диссертации и работа зав.филиалом кафедры общей хирургии. Автор 41 научной работы, в том числе монографии. Впервые установил существование феноменов гиперактивных зон. Участник многих научно-практических конференций. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени и многими медалями.
С 1989 г. на пенсии.

Живет в Казани.

ЛИКБЕЗ

Дагват (араб. «призыв») — проповедь Ислама, донесение слов Всевышнего до каждого жителя земли. Современная жизнь подтверждает важность дагвата, учитывая негативное воздействие на умы различных исламофобских средств массовой информации. В основе мирной проповеди Ислама лежит пример Пророка Мухаммада, который вел дагват среди своих соплеменников в течение всей своей пророческой миссии — 23 года.

В основе дагвата лежит принцип грамотности и благожелательности проповедников согласно хадису Пророка: «Будьте вестниками благого, а не отталкивайте, облегчайте, а не создавайте трудности». Вожди племен бедуинов, приходившие к Пророку только для того, чтобы заключить мир, уходили уже мусульманами, т. к. не могли устоять перед проповедью человека, которого Сам Всевышний назвал Милостью для миров.

Благодаря мудрым проповедям глашатаев истины сложилась мусульманская умма, более чем наполовину состоящая из потомков индо-буддийской цивилизации. Это полностью разрушает теорию распространения Ислама «огнем и мечом», поскольку именно здесь она не имеет под собой абсолютно никакой почвы. Более того: абсолютное, подавляющее число современных мусульман являются потомками христиан, индо-буддистов и тенгриан, которые приняли Ислам в результате дагвата.

Адат (араб. «обычай») — народные традиции, обряды и обычаи доисламского происхождения, не отраженные в шариате. Изначально шариат развивался под сильным влиянием адата арабских племен, населявших Хиджаз, и вобрал в себя многие адаты в качестве дополнительного источника права. Однако впоследствии адаты других, неарабских народов, принимавших Ислам, стали рассматриваться арабами с негативной точки зрения.

Сегодня ситуация с применением адата в шариате во многом напоминает эпоху Омейядского и раннеаббасидского Халифата: в арабском мире, и прежде всего в Саудовской Аравии, отношение к адату неарабских народов крайне отрицательное, и за каждым таким адатом представителям буквалистского подхода к шариату видится бидаат. В то же время А. активно представлены в обычной жизни мусульман­неарабов, в т.ч. в России, и многие старинные адаты, даже не находящие обоснования в шариате, де-факто давно превратились в часть мусульманской общественной и религиозной жизни.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!