На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета ''Миллят'' №4 (октябрь) 2007

«Миллят», № 4 (октябрь 2007 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

Иран

Президент России Владимир Путин посетил Иран. В совместном заявлении президентов, принятом по итогам переговоров в Тегеране, президенты подтвердили намерение двух стран развивать сотрудничество в различных областях, в том числе в ядерной энергетике.

Визит Путина стал первым визитом главы российского государства в Иран за всю историю отношений между двумя странами.

В ходе пребывания в Тегеране президент России принял участие во Втором каспийском саммите, а также встретился и провел переговоры с Верховным руководителем Исламской Республики Иран Аятоллой Сайедом Али Хаменеи.

Как отмечается в заявлении, переговоры прошли в обстановке доверительности и взаимопонимания, стороны обсудили ключевые аспекты российско-иранских отношений и сотрудничества в различных областях, обменялись мнениями по актуальным региональным и международным вопросам и достигли ряда договоренностей.

Стороны подтвердили, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, культурной и других областях, а также взаимодействие на международной арене отвечают национальным интересам обеих стран и играют важную роль в деле поддержания мира и стабильности в регионе и за его пределами. Президенты тоже высказали решимость и в дальнейшем содействовать поступательному развитию многоплановых российско-иранских отношений в соответствии с духом и буквой Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, подписанного в Москве 12 марта 2001 года.


Индонезия

Министерство труда и миграции Индонезии постановило, что выплата денежной премии по случаю праздника Ид аль—фитр является обязательной для всех работодателей. По словам главы министерства Эрмана Супарно, это денежное вознаграждение позволит рабочим отправиться из городов в родные деревни, чтобы встретить праздник в кругу семьи. В постановлении отмечается, что это «религиозное пособие должно быть выплачено не позднее чем за неделю до наступления праздника Ид аль-фитр». К работодателям, нарушившим это постановление, будут применены штрафные санкции — вплоть до лишения лицензии.

Эта ежегодная премия по случаю религиозных праздников была учреждена Министерством труда еще в 1999 году. Мусульмане получают ее в канун праздника окончания поста, а христиане — перед Рождеством.  

Умар-хазрат Идрисов: 20 лет служения людям

13 октября в Нижнем Новгороде состоялся благотворительный концерт, посвященный окончанию месяца Рамадан и 20-летию служения Умара - хазрата Идрисова имам - хатыбом Нижегородской Соборной мечети.

В концерте, организованном Фондом имени имама Абу - Ханифы, приняли участие народная артистка Татарстана Зухра Сахабиева - Бигичева и звезды татарской эстрады из Казани.

Вниманию гостей праздника был представлен фильм, снятый специально для этого события авторской группой программы «Минарет» нижегородского канала ННТВ. Среди сюжетов фильма — поздравления первых лиц города, области и представителей научного сообщества. С экрана с 20 - летием славного служения Аллаху и людям на главном минбаре Нижегородского края Умара-хазрата Идрисова поздравили губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, ректор НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Геннадий Рябов, декан факультета международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского Олег Колобов, проректор НГПУ им. М. А. Горького Лев Шапошников. В своих речах они высоко оценили духовную деятельность и общественную работу Умара - хазрата.

Поздравления также прислали председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, председатель ДУМ РТ Гусман - хазрат Исхаков, советник председателя Совета муфтиев России, руководитель ассоциации узбекистанской диаспоры России Анвар Мирзо Хусаинов, председатель Оргкомитета Международного фонда муфтиев Бабахановых Амирсаид Усманходжаев - Бабаханов. В поздравительных обращениях все они отметили значимость вклада Умара - хазрата в духовное возрождение Нижегородской области.

Приехали поздравить Умара - хазрата с праздником и его друзья, коллеги из регионов России и Узбекистана. Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Владимир Зорин, присутствовавший на празднике, зачитал поздравление полпреда Александра Коновалова.

В РОССИИ

Москва 

14 октября в российской столице прошел концерт под названием «Рамадан 2007 — праздник без границ», который представил новый продюсерский центр «Рух» под руководством народной артистки Республики Татарстан и заслуженной артистки РФ Наили Фатеховой.

В концерте принимали участие народный артист Татарстана и России Ильгам Шакиров, исполнительница в стиле World Music Зуля Камалова, всемирно известный баянист и композитор Айдар Гайнулин. Этот звездный состав обеспечил однозначный успех мероприятию. Несмотря на то, что одновременно в эти же часы на концертной площадке «Космос» проходил концерт с участием многих видных эстрадных татарских артистов, зал кинотеатра «Мир» на Цветном бульваре был заполнен.


Киргизия

«Навязанный новый проект Конституции совершенно не учитывает интересы и мнения верующих киргизстанцев - мусульман», — заявил 17 октября на брифинге в Бишкеке председатель общественного объединения — Конгресса мусульман Киргизии и Средней Азии Бакыт Нурдинов.

Он сообщил, что в настоящее время в стране 85 % населения придерживаются исламских канонов. «При наличии такого количества последователей Ислама в стране наше государство не может препятствовать участию духовных лиц в политической жизни республики», — считает глава Конгресса.

По его мнению, в республике уже долгое время игнорируются права верующих солдат, молодежи и госслужащих, а со стороны государственных органов усиливается жестокое давление на права верующих, особенно мусульман. «Кто дал право министру образования Каныбеку Осмоналиеву запретить ученицам школ и вузов носить хиджаб ?» — задал вопрос Б. Нурдинов.

Он также выразил возмущение тем, что «в светском государстве, каким является Киргизия, в школах, вузах, увеселительных заведениях типа дискотек и ночных клубов молодежь развращается, теряет честь, совесть и превращается в животных».

Учитывая все это, Б. Нурдинов заявил, что его Конгресс намерен призвать мусульман, используя свои конституционные права, проводить акции протеста против статуса светского государства.

По материалам www.islam.ru, www.islamrf.ru, www.islamnews.ru

ИЗ ИСТОРИИ

Вечная мечеть

Белокаменная Старая мечеть в городе Касимове Рязанской бласти — одно из древнейших охранившихся зданий атарской (и вообще мусульманской) архитектуры на территории оссии. Уникальна на еще и тем, что это первая в Московском государстве мечеть. Несмотря на то, что Русь тех времен была моноконфессиональным государством, в ней возникали небольшие мусульманские анклавы. Касимовское ханство, основанное казанскими татарами на берегу Оки, столицей которого был некогда Касимов, стало заметным мусульманским очагом на

территории Московского государства. Понимая важность сохранения дружественных отношений, московские князья проявляли уважение к соседям-мусульманам и поощряли строительство в Касимове мечетей.

Строительство в XV веке Ханской мечети и ее минарета приписывают казанскому царевичу Касиму, который стоял во главе ханства на момент его образования. Сама мечеть в начале XVIII века была «за ветхостью» разобрана, а на старом фундаменте в 1768 году построили одноэтажную мечеть. Второй этаж надстроили только в 1830 году, а некоторые детали внешней отделки добавили еще позже.

Минарет же, построенный рядом с мечетью в 1471 году, сохранился до наших дней без существенных переделок. Он представляет собой массивную, сложенную из «дикаря» цилиндрическую башню с площадкой наверху, над которой возвышается малый цилиндр и купол.

По конструкции, архитектурным формам, технике и строительному материалу минарет Ханской мечети напоминает булгарские Большой и Малый Столпы, что свидетельствует о том, что казанское зодчество было тесно связано с булгарским искусством предыдущей эпохи.

За мечетью и минаретом на бывшей Ханской площади расположилось такие Шах-Али хана, возведенное в XVI веке.

В годы советской власти минарету, что называется, «повезло». Он не был снесен, в нем разместили кинопрокат, и его внутреннее пространство было использовано для хранения кинопленок.

В настоящее время мечеть недействующая, в ее здании находится краеведческий музей, минарет также открыт для посещений.

Касимовское ханство

В предыдущих номерах газеты мы знакомили наших читателей с историей общин нижегородских татар в разных уголках нашей страны и зарубежья. Сегодня же мы предлагаем Вам узнать о том, какое влияние на территорию современной Нижегородчины оказало Касимовское ханство.

Возникновение Касимовского ханства (1445–1681) связывается с его основателем Улуг­Мухаммедом. В июле 1445 года, войска московского князя Василия III и хана Улуг­Мухаммеда сразились в битве у Суздаля. Потерпевший поражение Василий попадает в плен к хану. За огромную контрибуцию в 200 тысяч рублей серебром, которая должна была собираться в русских городах 500 чиновниками из Казани, великий князь получил свободу. Особым условием мирного договора было выделение в заокской Мещерской земле удела во владение сына Улуг-Мухаммеда Касима. При этом новообразованному государству русские княжества должны были выплачивать дань.

Геополитические последствия поражения Василия колоссальны и в должной мере не оценены исторической наукой. Обычно историки делают акцент на дани, которую наложили татары на русских; но главное заключалось в другом: на землях Руси образовалось татарское ханство со столицей в Городце — Мещерском (по имени первого правителя получил название Касимов; у татар был известен как Хан-Керман). Конечно, это была прямая и вынужденная уступка победителю, одно из условий, на которые, будучи в плену, пошел Василий, чтобы получить свободу. Однако для Руси Касимовское ханство стало настоящей находкой. Если прежде весь Восток рассматривался как «империя зла», то теперь русские смогли познакомиться с исламом у себя дома и с татарскими ханами, встроенными в систему политической власти Русского государства. Отныне Россия становится не буферной зоной между католическим Западом и исламским Востоком, а уникальным геополитическим образованием, которому под силу объединить громадные территории под своей короной.

Ханство явилось преемником Мещерского юрта Золотой Орды. О его границах в российской историографии «не принято говорить», поскольку само это ханство рассматривалось историками исключительно в уничижительном свете, в качестве добровольного «подарка» татарским царевичам за их «верную службу» московскому престолу, позднее ликвидированного «за ненадобностью». Вместе с тем объективный подход к изучению истории приводит к неожиданным выводам. Во­первых, население Касимовского ханства — мещера, еще до его образования являлось мусульманским (Вельяминов­Зернов). Во­вторых, территория распространялась «верст на 200 вокруг города [Касимова]» (Ключевский). В-третьих, в адрес ханства выплачивалась дань князьями рязанскими (зафиксирована в 1496 г.) и великими князьями московскими (упоминается в 1504, 1553 гг.). Дань в и другие постордынские государства должна была передаваться в Москве, Твери и Нижнем Новгороде.

Достоверно не известно, в какую сторону от Касимова распространялась 200-верстная зона влияния ханства. Если очертить вокруг Касимова круг радиусом в 200 верст (213 км), Касимовское ханство предстанет перед нами огромным по средневековым масштабам государством. Это никак не вяжется с представлением о нем в работах российских историков чуть ли не как о городе — государстве: «Касимовское ханство занимало территорию по Оке, включая Городец — Мещерский и прилегавшую местность (северо-восток современной Рязанской области)». Непосредственно вблизи от границ 200-верстной зоны вокруг Касимова находятся города Нижний Новгород, Лукоянов, Мичуринск, Коломна, чуть дальше — Саранск, Тамбов, Иваново; внутри нее окажется вся совр. Рязанская область, Владимир, Муром, Арзамас.

В. Семенов пишет: «Удел, сосредоточенный вокруг Мещерского Городца и известный затем под именем Касимовского царства, занимал Касимовский, Елатомский, Шацкий, Спасский, Темниковский уезды...». «Рязанская энциклопедия» сообщает: «Границы ханства. за время его существования неоднократно и в довольно широких пределах изменялись. В период своего расцвета включало в состав земли уездов: Касимовского, Кадомского, Елатомского, Шацкого, Темниковского (восток современной Рязанской области включая земли бывшей Тамбовской губернии, а также северо-запад Мордовии, захватывая крайний юго-запад Нижегородской области)».

В новом издании АН Татарстана «Тартарика» представлены карты созданные современными исследователями, в которых ханство представлено вытянутым от Касимова на юго-восток (очевидно, ученые взяли за основу карту Касимовского ханства Г. Баттала из его работы «Казанские тюрки» начала ХХ века). Территория современной Нижегородчины в составе Касимовского ханства согласно этим картам, — это земли на юг от линии Выкса — Саров. В то же время на уникальной средневековой карте, принадлежащей перу европейца, ханство расположено на землях к северо-востоку от Касимова вплоть до слияния Оки с Клязьмой (включая часть Павловского района Нижегородской области).

На сегодня достоверные границы Касимовского ханства все еще невозможно представить в связи с отсутствием специальных исследований о его статусе, соподчиненности в разное время относительно Рязанского и Московского княжеств. Тем не менее, следует полагать, что значительная часть юга и юго-запада современной Нижегородчины входила в состав ханства.

Социально-культурное, этническое и историческое наследие после его ликвидации во многом переместилось на Нижегородчину. В XVI–XVII веках сотни служилых татар из Касимовского ханства двинулись на нижегородские земли, в которых издревле проживали тюрки смешанного буртасско-булгарско-половецкого происхождения. Именно касимовский пласт послужил основным при образовании современных татарских сел Нижегородского юга. Генеалогические связи между Касимовскими и сергачскими татарами сохранялись в людской памяти вплоть до второй половины ХХ века, что подтверждается современными исследованиями: возникновение Аджа-аула (современное Малое Рыбушкино Краснооктябрьского района Нижегородской области), одного из первых поселений постордынской волны переселенцев, его жители еще в 1960-х годах связывали с селением Азеево в Касимовском ханстве.

Легенда, сохранившаяся в среде нижегородских татар Твери, гласит о том, что род касимовских царевичей не прервался как мусульманский с крещением последнего касимовского хана Сеид- Бурхана б. Арслана, а был продолжен на Нижегородчине, в селении Пица (ныне Сергачского района Нижегородской области). Семейное предание, сохранившееся в людской памяти, утверждает, что мать последнего касимовского хана царица Фатима-Султан стремилась уберечь часть своих потомков, внуков и правнуков от крещения, поэтому она отправляла их подальше от Москвы, на Нижегородчину, распорядившись называть одного ребенка каждого поколения именем последнего касимовского царевича (Сеид-Бурханом).

Помимо этногенетических связей Нижегородчины и Касимова, между ними существовала и духовная преемственность: в медресе Касимова обучались нижегородские имамы вплоть да начала ХХ века.

Дамир Хайретдинов
По материалам книги «Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь»

ТЕМА НОМЕРА

Ураза-байрам в Нижнем Новгороде

12 октября Нижегородская соборная мечеть объединила несколько тысяч мусульман со всех концов России, ближнего и дальнего зарубежья, проживающих в Нижнем Новгороде и области. Верующие отмечали светлый Ураза-байрам, завершающий тридцатидневный пост священного месяца Рамадан.

После праздничной проповеди в адрес мусульманам нижегородской области были зачитаны поздравления от президента РФ В.В.ПУТИНА, Муфтия РФ Равиля Гайнутдина, губернатора области В.П. Шанцева, от городской Думы и мэра города Вадима Булавинова и многие другие правительственные и личные телеграммы, пришедшие в адрес муфтията нижегородской области.

Мы попросили гостей и участников праздничных мероприятий поделиться с нами своими впечатлениями о празднике.

Евгений (Нижний Новгород):

—Я очень люблю этот светлый праздник. Каждый год прихожу сюда, это укрепляет мою веру, сознание причастности к великой Умме. Тем более сам наблюдаю, как растет число приходящих в главную мечеть на праздничную молитву, как Ураза-байрам сближает людей. День разговения — это награда для мусульман за терпение и послушание, за соблюдение поста и благочестие в месяц, по благодатности равный тысячи месяцам. Я мусульманин не от рождения. Мой отец ушел в мир иной православным, мать — мусульманка только по рождению. Тем, что я открыл для себя истинную веру Ислам, я обязан бабушке. Провожал ее в мечеть, слушал проповеди и осознал. Стремлюсь к совершенству в служении Всевышнему, стараюсь не пропускать молитвы, пост и вижу, что любой порыв сердца отмечается милостью и благодатью Аллаха. Главное следовать наитию и стремиться к религиозным знаниям. У меня все друзья, знакомые и даже жена — христиане, но это не мешает нашим отношениям. Я уважаю их религию, они — мою. Верю, что когда-нибудь смогу привести их к истинной совершенной религии, и мы будем вместе отмечать этот великий праздник!

Шиэльхан Сади-оглы:

— Весь месяц Рамазан я был в Азербайджане, но на праздник вернулся в Нижний Новгород, потому что здесь моя семья, все близкие родственники и друзья. Живу здесь больше двадцати лет. У нас здесь своя община, в которой только из моего родового селения Киш Шекинского района более трехсот человек, мы сохраняем культуру и традиции народа, отмечаем этот праздник также как в Азербайджане. Совершаем жертвоприношение, отдаем закят, посещаем пожилых и нуждающихся людей, раздаем милостыню. В каждом доме готовится угощение для гостей. Здесь на Нижегородчине добрососедствуют узбеки, киргизы, дагестанцы, чеченцы, турки. Слава Аллаху, очень дружно живем, помогаем друг другу и вместе празднуем любимый праздник.

Максуд Азимов:

— Я с друзьями приехал сюда совершить два ракаата праздничного намаза из города Кстово. Мы студенты высшего военно-инженерного командного училища из Таджикистана. В нашем учебном заведении есть оборудованная комната для намаза. Весь месяц студенты мусульмане каждый вечер совершали таравих. Мы дружим с узбеками, азербайджанцами, дагестанцами, чеченцами. Никогда не случается межэтнических конфликтов. Стараемся не совершать грехов и жить как братья. Придерживаемся канонов Ислама, не имеем вредных привычек, поддерживаем друг друга и не только в священный месяц, но и каждый день подаренный нам Аллахом. Каждый год приезжаем в эту мечеть на праздник и с радостью отмечаем, что последователей великого пророка Мухаммада (с.а.в.) становится все больше.

Единственное резкое отличие, которое мы отмечаем в сравнении с Таджикистаном, это время совершения ритуальной молитвы. В Таджикистане праздничный намаз совершается на рассвете. Думаю, это объясняется тем, что в Нижегородскую Соборную мечеть приезжают мусульмане со всей области.

Гамзат Магомединов Дагестан, г. Кизляр:

— Четыре года назад я приехал в Нижний Новгород из Дагестана. Когда уезжал, на родине предупреждали о негативном отношение к мусульманам и нерусским вообще в центральной части России. За все это время ни разу не столкнулся ни с чем подобным. Спокойно живу и работаю. Каждую пятницу прихожу в эту мечеть на джума-намаз. Очень доволен. Познакомился и поддерживаю дружеские отношения с мусульманами из разных стран и республик. В четвертый раз пришел на Ураза-байрам. Поддерживаю дружбу с земляками и мусульманами многих национальностей. Не знаю, как обстоят дела в других областях и регионах, но нижегородцев отличает толерантность.

Джамалдин Газибеков (Киргизия, г. Баткем):

— Впервые отмечаю праздник далеко от дома. Я работаю в строительной компании, с мусульманами сталкиваюсь нечасто. Каждого единоверца воспринимаю как великий дар Создателя. Очень переживал, что не смогу быть среди единоверцев в этот Священный день, но сегодня утром ощутил огромную радость от сознания того, что здесь очень много моих братьев. Говорят, что в этом году пришло особенно много людей. Аль-хамдулилля!

Сераждин Андалиев (Узбекистан, Андижанская обл.):

— Я приехал сюда вместе с бригадой строителей из Узбекистана. Не ожидал, что в российском городе так грандиозно отмечается исламский праздник. Но за то время, что живу в Нижнем Новгороде, узнал о богатой истории развития исламского движения, берущего начало здесь. Я узнал и о том, сколько ученых богословов, видных религиозных деятелей выросло в действительно ведущем центре развития Ислама в Нижегородской области. Очень счастлив, что оказался именно здесь. Весь месяц я и мои земляки молились за всех мусульман. Просили Аллаха не оставлять нас без милости, укрепить в вере и сделать нас неутомимыми в совершении ибадата. Пусть Всевышний примет молитвы всех искренне верующих и объединит нас.

Олгай Кутла (Турция):

— В Нижнем Новгороде я четыре года. У меня здесь своя строительная компания «STAMBUL GLOBAL MONOLIТ», на которой работают мусульмане многих национальностей: узбеки, таджики, киргизы и турки. Ежегодно прихожу на свой любимый праздник в Соборную мечеть и очень рад, что многих узнал здесь. Еще больше радует, что приходит все больше людей. Огорчает то, что в праздничные дни и на пятничных молитвах я встречаю все меньше моих турецких друзей. Причина не в том, что их не устраивает уровень мечети или местное общество. Дело не в этом, уверяю. Просто огромный красивый город затягивает и отвлекает от служения Аллаху. Мои земляки, привыкшие жить в обществе, в котором осуждается отступление от норм поведения мусульман, оказавшись далеко от родины, расслабляются и забывают об обязательности совершения пятничных молитв, о величии месяца Рамадан и Ураза-байрам. Но для тех, кто хочет искренне служить Всевышнему, в этой мечети создана прекрасная атмосфера. Молю Создателя сплотить моих земляков и привести в эту обитель Аллаха!

Репортаж подготовила Зайнаб Ахмедрахимова


«Рухи мирас»

11 сентября в селе Сафаджай Пильнинского района состоялся IV ежегодный научно-практический семинар «Рухи мирас» («Духовное наследие») под названием «Религиозное образование в школах: современное состояние и перспективы развития».

Мероприятие было организовано Региональной национально-культурной автономией татар Нижегородской области, Духовным управлением мусульман Нижегородской области, Нижегородским медресе «Махинур» при поддержке Фонда имени имама Абу-Ханифы и Фонда поддержки исламской культуры, науки, образования.

На семинаре присутствовали делегаты Краснооктябрьского, Сергачского, Спасского, Сеченовского и Пильнинского районов Нижегородской области, а так же директора сельских школ, библиотекари, учителя татарского языка, истории.

На торжественном открытии семинара с приветственным словом выступил председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов. Вел мероприятие Председатель совета РНКАТНО Гаяз Салихович Закиров. Областное правительство на семинаре представлял заместитель начальника Управления по общественным связям аппарата губернатора и правительства Нижегородской области Станислав Курицын. С приветственным словом так же выступили глава администрации Пильнинского района Анатолий Дудкин и глава местного самоуправления Красногорской сельской администрации Пильнинского района.

С докладами выступили председатель Московского отделения Фонда имама Абу-Ханифы Сергей Джаннат Маркус, руководитель аппарата ДУМНО, ректор НИИ имени Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов, преподаватель истории Большерыбушкинской средней школы Альфия Мухаметжанова, директор Андинской основной школы Розалия Ханяфиева, преподаватель истории Уразовской средней школы Сайра Хамзиновна Фаттахетдинова.

Тема религиозного образования в школах является животрепещущей и интересной для всех участников семинара, но, к сожалению, они не смогли получить ответы на все свои вопросы по причине отсутствия представителей департамента образования Нижегородской области.

После выступления основных участников семинара, была проведена презентация новой областной газеты «Мишар доньясы», энциклопедического словаря «Ислам на Нижегородчине», книги известного нижегородского тюрколога Ольги Сенюткиной и др.

Организаторы семинара передали в дар школам и библиотекам татарских районов книжную продукцию Издательского дома «Медина» на русском, английском и татарском языках на общую сумму более 300 000 тысяч рублей.

Заслушав и обсудив представленные доклады и сообщения, участники IV ежегодного научно- практического семинара «Рухи мирас» утвердили резолюцию, в которой, в частности, постановляется:

- исходя из рекомендаций руководителей национальных республик М. Ш. Шаймиева, М. Г. Рахимова, руководителей республик Северного Кавказа, Совета муфтиев России, констатируют: Мусульмане выступают только за светские подходы к образованию. Предлагают ввести в учебную программу предметы направленные на воспитание общества в духе толерантности. Делегаты выразили благодарность администрации президента за поддержку национально-культурных объединений России;

- Участники семинара признали существенный вклад исполнительного директора Некоммерческой благотворительной организации «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» Н. И. Тупицына в реализации инициатив мусульманских организаций. Высоко оценили духовно- просветительскую деятельность РНКАТНО и ДУМНО; выпуск новой татарской газеты «Мишар доньясы», создание энциклопедических словарей «Ислам на Нижегородчине», «Нижегородские татары»;

- отметили, что татарская газета «Мишар доньясы» призвана стать дополнением к уже существующей областной газете «Туган як», которая расширит свою географию.

Участники форума констатировали, что нижегородские татары — традиционная нация России, являющаяся составляющей частью мусульманской общины страны;

- выразили надежду на создание в Нижнем Новгороде крупного исследовательского и образовательного центра на базе Центра исламской культуры и Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова;

- поручили Совету РНКАТНО создать рабочую группу для подготовки юбилейных пятых «Фаизхановских чтений» и юбилейного пятого семинара «Рухи Мирас» в 2008 году.

Наши повсюду

Эту рубрику нашей газеты мы предлагаем сделать собственно читательской. Просим вас, уважаемые читатели, присылать любые интересные, на ваш взгляд, материалы о том, как живут татары Нижегородчины, татары любых российских регионов и, наконец, татары за рубежом.

Это могут быть ваши воспоминания о прошлом, ваши оценки настоящего, ваши прогнозы на будущее, путевые заметки, этнические наблюдения, да и все то примечательное, что вы хотели бы видеть на страницах нашей газеты.

В рамках первого выпуска рубрики «Наши повсюду» мы приводим некоторые цифры, которые обосновывают название этого раздела газеты.

Свыше 20 млн татар (по приблизительным подсчетам), включая самостоятельные этносы и особые этнографические группы, насчитывается сегодня в современном мире.

В составе Российской Федерации татары — второй по численности народ, компактно проживающий в Поволжье, Приуралье, Западной Сибири, а рассеянно — фактически во всех областях страны.

Татарская диаспора дальнего зарубежья распределяется по государствам следующим образом:

Турция — 20 тыс.,
Китай — 5 тыс.,
США — 1 тыс.,
Финляндия — около 950.,
ФРГ, Польша и другие европейские страны — 38 тыс. человек.

При этом, например, в Германии и Чехии проживает всего по 100 татар, в Швеции — 80, а в Болгарии — 5 тысяч.

В ближнем зарубежье общая численность татар не превышает 850 тысяч человек:

Узбекистан — 318.6 тыс.,
Казахстан — 278,0 тыс.,
Украина — 73,3 тыс.,
Таджикистан — 72,2 тыс.,
Киргизия — 58 тыс.,
Азербайджан — 28,0 тыс.

Число татар в Нижнем Новгороде и Нижегородской области порядка 50 тысяч человек. А число нижегородских мишарей, постоянно живущих в Москве и время от времени приезжающих на «малую родину», составляет (по приблизительным подсчетам) 600–700 тыс. человек.

КАЛЕЙДОСКОП

Влияние Казанского ханства
на территории современной Нижегородчины

Возникновение ханства (1438–1552) связывается с энергичным и видным государственным деятелем, ханом Золотой Орды в 1422–1437, главой казанского ханства в 1438–1445 Улуг-Мухаммедом. В 1439 году он, мстил московскому князю Василию II, за вероломство последнего в Белеве. Туда, хан был вынужден бежать из Сарая, где против него выступили москвичи в 1437 году. Он берет приступом Нижний Новгород, разрушив прообраз миссионерского центра того времени — основанный за 4 года до этого Макарьевский монастырь. В 1442 году хан выдал ярлык на нижегородское княжение Даниилу Борисовичу-сыну последнего правителя независимого Нижегородского великого княжества, который уже предпринимал попытку восстановления суверенитета своей вотчины при помощи хана Джелалад—Дина в 1412 году. Через два года хан снова взял Нижний Новгород и засел в Старом городке «как дома» (цитата согласно русской летописи; есть веские основания полагать, что этот Старый городок соответствовал Ибрагимову городку времен Волжской Булгарии), совершая оттуда вылазки на Русь сам и посылая своих сыновей. Вернувшись из похода в Муром, хан «укрепился здесь окончательно, так что хотел сделать Нижний своей столицей» (И. Милотворский).

Следует отметить, что вопрос о возникновении Казанского ханства все еще остается дискуссионным. После Белевского сражения Улуг­Мухаммед кочевал своим двором (юртом) в мещерских землях по реке Оке, после чего двинулся либо в Казань, либо, по мнению некоторых ученых, напрямую в Нижний Новгород. Более того, профессор В. Вельяминов­Зернов и вслед за ним современный ученый С. Алишев считают, что Улуг­Мухаммед вовсе не «ходил до Казани», а избрал себе постоянным местопребыванием Нижний Новгород, где и жил до 1445 г. включительно; ханство же в Казани было основано его сыном Махмудом.

В июле 1445 году войска московского князя Василия и хана Улуг­Мухаммеда сразились в битве у Суздаля, и потерпевший поражение Василий попадает в плен к хану. Василия привезли сначала в Нижний Новгород, затем — в Курмыш. Город был построен в 1372 году в качестве военной крепости Нижегородского великого княжества, которое через 20 лет оказалось в составе Московского. В связи с этим особый интерес вызывает вопрос о том, как проходила на тот момент граница между двумя государствами — Московской Русью и Казанским ханством, которая традиционно проводится по реке Суре. В то время как Курмыш расположен на левом, «московском» берегу Суры, спустя 53 года после вхождения данной крепости в состав Московского великого княжества московский князь, которому она и должна принадлежать, томится в ней в плену хана — основателя ханства.

По мнению С. Алишева, хан Улуг­Мухаммед скончался в 1445 году в Курмыше, куда он переехал, будучи уже больным, вместе со своими сыновьями и плененным Василием II. По версии этого автора, Василий II был освобожден из плена за упокой души умершего хана: в то время такой обычай, как освобождение пленных и рабов за упокой души, широко применялся у мусульман. При этом, однако, на московского правителя была наложена огромная контрибуция, одним из последствий чего стало возникновение Касимовского ханства на Оке.

Вопрос западных границ Казанского ханства находится в той же степени не изученности, что и вопрос о границах между Волжской Булгарией и Владимирской Русью; вероятно, Казанское ханство, которое являлось преемником булгарской культуры и государственности, стремилось включить в сферу своего влияния все территории, которые были в составе Булгарии к западу от Суры. Не изучена и другая проблема: каков был национальный состав населения Курмышского и других близлежащих уездов? Если верить исторической школе, согласно которой, первые татарские поселения здесь появились не ранее XVII века, (так выглядит этот вопрос на основе доступных архивных источников), то явной нестыковкой выглядит тот факт, что захватчик, временный «оккупант» Нижегородчины Улуг‑Мухаммед, отправляет своего пленника, законного государя этих земель, в Курмыш, а не за Волгу или хотя бы Суру. Для разрешения этой проблемы воспользуемся мнением Е. Арсюхина: земли вокруг Сундовика и Лыскова подчинялись Нижнему Новгороду, а затем Москве чисто номинально; район Курмыша же после ослабления Нижегородского княжества и вовсе был утрачен Русью и возвращен лишь после завоевания Казанского ханства.

По материалам книги «Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь»

Наши земляки

Нурмухаммед Нивманович Алимов
(1892-1964)

Нурмухаммед Нивманович Алимов родился в 1892 году в семье торговца, выходца из села Петряксы Пильнинского района.

В 15 лет стал известен как активист традиционных московских кулачных боев на льду. В 1911 году впервые участвует в Москве на международном матче по боксу, где добивается превосходных результатов, послав в нокаут сильнейших соперников. К этому времени в спортивном мире Алимов стал известен под именем Кара-малай (Черный мальчик). В 1915 году, победив во Всероссийском чемпионате, Алимов становится абсолютным чемпионом России по боксу. В том же году его призывают в армию, где он учит солдат рукопашному бою, готовит разведчиков. Приветствует революцию, становится активным участником Гражданской войны. На Восточном фронте командует Первым мусульманским социалистическим полком, участвует во многих боях. Занимался советской, хозяйственной и профсоюзной работой, занимая высокие должности в Татарстане, Азербайджане, Средней Азии, Москве. Один из организаторов спортивного общества «Спартак». Награжден  Орденом «Красного Знамени».

Умер в 1964 году в Москве.

ЛИКБЕЗ

Уважаемые читатели, в этом номере мы открываем рубрику «Ликбез». Можно всю жизнь слышать и произносить какое-либо слово и иметь лишь слабое представление его смысла. Редакция «Миллят»  предлагает вам овладеть энциклопедическими знаниями исламской терминологии.

Абызы (абызагайлар, вероятно, арабское хафиз, знающий Коран наизусть) — участники общественно­религиозного движения среди мусульман Волго-Уральского региона во 2 й половине XVI–XVIII веков.В эти годы так называли всех мулл и всех людей, умеющих читать и писать. После падения Казанского ханства в 1552 году абызами называли даже неграмотных людей, немного сведущих в основах веры и знающих некоторые аяты Корана. Движение абызов тесно переплелось с народным исламом, ориентированным на изоляцию от официальных властей, культ «авлия», подчинение ишанам и поклонение «святым» местам.

Абызы представляли собой религиозную и образовательную элиту татарского общества в период непризнания официального статуса ислама Российским государством, то есть являлись связующим этапом между духовенством эпохи Казанского ханства и духовенством эпохи Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС). К 1630— годам относятся документальные свидетельства об «абызах» ряда деревень Алатырского уезда — Нового Мочалея, Чембилея, Сафаджая, Пары. Абызы были той религиозной и интеллектуальной элитой, к которой в случае необходимости апеллировали как власти (например, Екатерина II), так и их противники (например, Степан Разин, в 1670 году).

Многие абазы были суфиями братства накшбандийа.

В 1785 году епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин писал: «У татар магометанского вероисповедования есть абызы или духовные люди, которые разумеют на арабском языке и Алкоране и толкуют его простому народу в учрежденные у них дни. Однако ведь в равном и том же находятся окладе и одну и ту же платят подать и теми же землями и выгодами пользуются, какими и простые татары…

К началу XIX века движение абызов превратилось в движение улемов и шакирдов, оппозиционно настроенных, к «указному» духовенству. К середине XVIII в. начинается возрождение образования  в широкой зоне от Нижегородчины на Заказанье и до зоны Оренбурга. Основной характеристикой мударрисов этой эпохи было отсутствие образования в странах мусульманского мира или у улемов — выходцев из этих стран. На Нижегородчине это медресе в селение Овечий Овраг (мударрис Абдулжалил Биккинин).

Абызы критиковали продажность духовенства ОМДС, бухарскую систему образования, обычаи и образ жизни. К середине XIX в. в результате консолидации структуры ОМДС и становления системы национального религиозного образования движение абызов сошло на нет.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!