На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета «Миллят» №3 (август) 2007

«Миллят», № 3 (август 2007 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

В Турции формируется новое правительство

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган 6 августа получил поручение от президента Ахмета Недждет Сезера сформировать новое правительство. Отставку правительства президент принял 23 июля после парламентских выборов.

22 июля в Турции прошли выборы, по результатам которых в парламент прошли три партии: происламская правящая Партия справедливости и развития (лидер — премьер­министр Тайип Эрдоган), оппозиционная левоцентристская Народно-республиканская партия и ультраправая Партия националистического движения. Независимые депутаты — в основном представители прокурдской Партии демократического общества. Мандата ПСР достаточно для получения вотума доверия новому правительству.


 Крымским татарам вернут земли

Крымские власти не намерены в ближайшее время внедрять методику определения размера ущерба от самозахватов земли, утвержденную постановлением Кабинета министров. В Совете министров считают, что до применения норм закона необходимо удовлетворить потребности нуждающихся в участках самозахватчиков. По словам главы крымского правительства Виктора Плакиды, сначала нужно провести работу с обиженными властью и выполнить решения судов по освобождению самовольно занятой земли. В Симферополе и Симферопольском районе в настоящее время происходит сверка списка очередников с участниками самозахватов. После этого будут сноситься постройки на тех участках, которые захвачены с целью перепродажи.

Только после этого, по мнению Плакиды, можно будет применять законные меры воздействия на самозахватчиков, включая уголовную ответственность.

С использованием материалов allcrimea.net, polit.ru

Джиен в Сафаджае: надо держаться корней

15 июля впервые в своей истории татары-мишаре Нижегородчины отмечали День исторической памяти. Так официально называлось мероприятие, которое вобрало в себя множество событий. Прежде всего это конференция «Мусульманское образование у татар-мишарей Волжско-Сурского региона: исторический опыт и современность», посещение могил известных религиозных деятелей, митинг и открытие мемориального памятника в честь безвинно репрессированных в 1930–1940-х годах имамах, презентация новой татарской газеты «Мишәр дөньясы» («Мишарский мир»), концерт и многое другое. Организатором всех этих мероприятий выступили Духовное управление мусульман Нижегородской области, Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области и другие светские и религиозные организации.

Но обо всем по порядку. Красная Горка — это официальное русское название татарского аула с почти 600-летней историей, а по-татарски он именуется Сафаджай (чистое, святое место). Ныне там проживает около 2500 человек, действует пять мечетей. Хотя еще в начале ХХ века в Сафаджае имелось шесть тысяч душ населения, работало восемь мечетей. Русские власти переиначили Сафаджай в Собачий Остров, видимо так им было удобнее. Лишь в советское время неблагозвучный «Собачий Остров» переименовали в «Красную Горку». Это название в официальных документах деревня носит и поныне.

Перед конференцией все прошли на местное кладбище, где помянули видных религиозных деятелей — уроженцев Сафаджая. Это известный ученый-ориенталист, просветитель Хусаин Фаизханов (1823–1866), организатор медресе в Сафаджае шейх Хабибулла-ишан Альмухамметов (1830–1896), основатель первой каменной мечети в селе Шарафетдин-хаджи Сираджетдинов (1837–1909).

Дамир-хазрат Мухетдинов, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, полагает, что суть этого праздника — возрождение славных традиций поволжского суфизма.

— На сегодняшний день в Татарстане и других республиках стоит проблема с различными течениями заграничного происхождения, — отметил он, обращаясь к собравшимся. — Речь идет о Саиде Нурси, Фетхулле Гюлене и их последователях. Многие наши мусульмане, которые тяготеют именно к таким формам Ислама, как правило, читают переводную литературу турецких богословов, в то время когда у нас была своя мощнейшая богословская школа, и не только в вопросах ханафитского фикха и направления джадидизма, но и в вопросах суфизма. Сейчас мы готовим программу по самым крупным татарским деревням Нижегородчины: Красный Остров, Рыбушкино, Мочалей, Петряксы, Сафаджай и Чембелей. Во всех этих деревнях были ключевые фигуры, их всех объединяли родственные отношения, объединяло время, в котором они жили. Эти люди создали свои династии, обеспечили преемственность на 200 лет вперед. Сегодня нам необходимо говорить о возрождении именно таких традиций, традиций ханафитского мазхаба, стремиться к мусульманскому образованию с «европейским лицом». Именно об этом еще в середине XIX века говорил наш земляк Хусаин Фаизханов.

Затем вся процессия, читая такбир (слова возвеличивания Аллаха), направилась к 5-й Соборной мечети, где была открыта мемориальная доска в честь Хабибуллы-ишана Альмухамметова. Можно представить себе эту мирную процессию со стороны — сотни людей, идущих колоннами по улицам Сафаджая, и раздающийся на всю деревню «Аллах акбар». Слова, которые звучат здесь часто, в этом чистом и святом месте — Сафаджае. И недаром милость Всевышнего не покидает эту благословенную землю…

Сама конференция проходила в стенах новой двухэтажной каменной мечети. Гостей было много — из Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и Ярославля, Финляндии и Узбекистана, ряда других городов и регионов России. Открывая мероприятие, руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов без устали повторял одну и ту же мысль: «Ученые — это ведущая сила нашего общества, это люди, которые помогают нам понять прошлое». И он был совершенно прав, потому что, как известно, без прошлого невозможно не только понять, но и оценить настоящее. И поэтому, наверное, самые почетные места, наибольшее внимание было уделено людям знания.

После конференции на возвышенности возле деревни Сафаджай состоялся народный джиен-сбор, который собрал множество людей со всей округи. Среди местных бытует поверье, что именно с этого места началось освоение татарами этих земель. Посреди большой поляны были расстелены ковры, и мусульмане Сафаджая, а также их гости собрались на полуденный намаз. Местная торговля развернула свои палатки. «На ура» расходился казанский чак-чак, татарские книги, кассеты и DVD-диски. На концертной площадке готовились к выступлению артисты из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, самого Сафаджая: Рамиль Курамшин, Зухра Сахабиева, Наиля Фатехова, ансамбль «Айкай» и др.

Но это все было не главным. Главным было то, что люди пришли сюда, чтобы помянуть своих предков. Перед намазом с яркими проповедями выступили руководитель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов и председатель Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Гаяз Закиров.

Впрочем, это были не просто проповеди, а пламенные речи, пронизанные искренней болью за свой народ, за свою религию. Умар-хазрат говорил о том, что надо прилагать все силы, чтобы противостоять ассимиляции, наркомании, алкоголизму. Надо кончать с разрозненностью, перестать жить по принципу «моя хата с краю», помогать друг другу кто чем может. Его слова звучали совсем не толерантно. И душевную боль хазрата вполне можно понять. Толерантность хороша для сытых Европы или Америки, где уже все переварились в общем плавильном котле.

— Местные власти любят ходить на наши сабантуи, потому что там им щедро наливают. А наши готовы спаивать других и спаиваться сами. Берегитесь сами и удерживайте других от этого греха! — говорил Умар-хазрат. К слову сказать, ни одна торговая точка, расположенная на поляне (а их было свыше десятка), не решилась выставить на продажу не то чтобы водки, а даже пива.

Позже состоялось открытие стелы, посвященной памяти репрессированных в 1920–1930-е годы местных имамов, чтение поминального намаза-джаназа, общий обед и концерт. День исторической памяти прошел, прошел как дата, но не прошел мимо сердец собравшихся здесь людей. Кто знает, может, те дети, которые весело играли на солнечной летней поляне, уже не будут такими «иванами, не помнящими родства», как их родители, будут больше ценить свой язык, свою культуру, свою религию.

Азат Ахунов, Казань

В РОССИИ

В Москве откроется клиника для мусульман

В октябре этого года в российской столице открывается первый медицинский центр, ориентированный на предоставление медицинских услуг лицам, исповедующим Ислам. Центры для обслуживания мусульманской части населения входят в сеть многопрофильных поликлиник «Цена Качество». Врачи по базовым специальностям — терапевт, гинеколог, гастроэнтеролог, проктолог, кардиолог и другие — будут иметь подготовку и квалификацию для комфортного обслуживания женщин и мужчин с учетом требований Корана. В составе медцентра предусмотрены также комнаты для омовения, молельня и буфет с напитками и продуктами по стандарту халяль. Специалисты нового центра говорят на арабском и английском языках, что, безусловно, облегчит обслуживание иностранных клиентов.

Следующий специализированный медицинский центр поликлиники «Цена Качество» планируют открыть в Казани.


В Казани пройдет мусульманский конкурс красоты

В Казани через несколько месяцев стартует отборочный тур конкурса духовной красоты «Мусульманка-2007». Практика проведения данного мероприятия насчитывает второй год, но в этом году оно впервые будет проходить официально — под эгидой Министерства культуры Татарстана.

Участницами конкурса смогут стать незамужние девушки от 15 до 30 лет. Первый этап начнется в ноябре.

«Главное отличие мусульманского конкурса красоты от других подобных конкурсов состоит в том, что жюри будет оценивать не внешние данные девушки, а ее хозяйственность, кулинарные способности, интеллект, навыки рукоделия», — сообщает председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина.

 

С использованием материалов islam-news.ru

 

ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА МИРА

Нижегородские татары: истоки возникновения народа

По своему национальному и религиозному характеру населения нижегородские земли были и остаются весьма неоднородными. Здесь издавна жила мордва, по соседству марийцы, коренное население на этой территории, но языческие мордовские и марийские племена находились под влиянием булгар-мусульман. Государство волжских булгар активно стремилось к освоению новых территорий по Волге и Оке. Кроме того, долгое время шел процесс славянской (православной) колонизации нижегородских земель. Контроль над мордовскими землями со стороны Волжской Булгарии продолжался до середины XII века, пока не начали усиливаться позиции русских князей. Возникло соседство славян и тюрок — и вместе с тем политическое противостояние людей Руси и Булгарии.

На территории Нижегородчины, где изначально обитали язычники — финно-угры, по мере расширения этнического многообразия края сформировалось и закрепилось исламо-христианское пограничье. Оно существует в сознании людей и сегодня, но в видоизмененных формах. Объективно существовавшая и существующая по сей день этнокультурная, поликонфессиональная сложность оказывает влияние на современное сознание живущих на Нижегородчине этнических групп.

В исторической науке сложилось неоднозначное понимание начал развития Нижнего Новгорода. Мусульманская составляющая в истории нижегородских земель вполне закономерна — и определяется эта закономерность значительным влиянием на земли Окско-Волжского междуречья исламской Волжской Булгарии (X–XIII вв.).

Однако то, что границы Волжской Булгарии не определялись во времена ее существования так точно, как определяются современные рубежи государств, а также недостаточная изученность Нижегородского региона археологами, позволяет по-разному трактовать степень влияния булгар на земли в месте слияния Оки и Волги. Но отрицать это влияние было бы неверным, учитывая значительный потенциал суверенного мусульманского государства Среднего Поволжья, исламская история которого насчитывает не менее трех столетий. Контроль Волжской Булгарии над нижегородскими землями, примыкающими к устью Оки, признается как нижегородскими учеными-краеведами, так и специалистами по истории Волжской Булгарии.

Дискуссии об основании Нижнего Новгорода имеют давнюю историю. Есть группа ученых, не признающих, что у Нижнего Новгорода был город-предшественник, и начинающих его историю «с чистого листа». Этот тезис аргументируется отсутствием упоминаний о предшественниках Нижнего в летописях.

Противоположным этому видится мнение о том, что город не только существовал к 1221 году, но непосредственно контролировался Волжской Булгарией. Город-предшественник Нижнего Новгорода, основанного в 1221 году, впервые упомянут у В. Н. Татищева как булгарский. Именно Татищев еще в конце XVIII века заметил, что в устье Оки, где князь Юрий основал новый город (Новый город — Новгород), «…издавна был град болгарский и от русских разорен». Из современных краеведов эту точку зрения поддержал Н. Добротвор. В XIX веке П. И. Мельников высказывал мысль: «Чтобы удобнее было вести с Русскими торговлю, Болгары основали близ суздальских владений ярмарку, а чтобы защититься от русского оружия, построили город на месте Нижнего Новгорода. Но ярмарка пала, город разрушен был русскими князьями, и Болгары в этом потеряли многое». По мнению Н. Костюнина, в X веке «Нижний становится столицей булгарского улуса и переименован по имени хана в Бряхимов» (Ибрагимов городок). В такой теоретической конструкции вопрос об основании Нижнего Новгорода в XIII столетии приобретает совершенно иное звучание.

Резкое отрицание предыстории города вызывает противодействие со стороны ряда интеллектуалов и заставляет продолжать исследование вопроса с надеждой на новые данные.

Вехи исламской истории

Вопрос проникновения Ислама на территорию Нижегородчины весьма сложен и до конца не выяснен. Разрозненные и противоречивые сведения о принятии Ислама народами Волжско-Окского междуречья затрудняют появление однозначных ответов на спорные вопросы.

Если о роли Хазарского каганата с его значительной мусульманской общиной относительно района Нижегородчины пока можно говорить только чисто гипотетически, опираясь лишь на предположения Л. Н. Гумилева, то принявшая Ислам в IX–X вв. Волжская Булгария, безусловно, стала с этого времени мощным фактором воздействия, направленного на сопредельные с ней территории: воздействия мусульманской идеологии и исламского образа жизни. В исторической литературе имеются утверждения, что западная граница этого мусульманского государства доходила до Суры и Оки. Известно также, что в тот же период Ислам приняли племена буртасов, занимавшие правобережье Волги между Булгарией и Хазарией. Наконец, нельзя сбрасывать со счета и возможность влияния на территорию Нижегородчины в доордынский период кипчакского политического образования — Дешт-и-Кипчак, или Кумании.

Данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что среди составивших основу будущих татар-мишарей присутствовали булгарские, кипчакские и частично угорский (протовенгерский) пласты.

Золотоордынское проникновение на территории между Сурой и Окой хозяйственного характера началось в конце XIII — начале XIV века. В ордынский период земли запада и юго-запада современной Нижегородской области входили в юрт Мухша с центром в Наровчате, который некоторое время использовался в качестве ханской ставки.

Ордынский фактор явился вторым (после булгарско-буртасского) из известных на сегодня науке мощным фактором исламского воздействия на нижегородские земли. Возможно, «…одним из первых поселений ордынцев стал город Сараклыч между речек Сарова и Сатис». Есть версия о том, что Саровское городище своего расцвета достигло в пору Волжской Булгарии. Это аргументируется планом городища, демонстрирующим сходство с чисто булгарским поселением. В пору Золотой Орды оно могло продолжать свое существование.

Существует легенда об основании Сараклыча в 1298 году татарским князем Бахметом. Пребывание на этой территории тюрок-мусульман — вполне реальный исторический факт. Началось влияние ордынцев на людей, живших на интересующих нас территориях. Это влияние могло проявляться в результате переселения части жителей Волжской Булгарии, разгромленной монголами, на Нижегородчину. Например, согласно устной традиции, три семьи из Волжской Булгарии после нападения на нее монгольского войска ушли с родных мест и основали в начале XIV века селение Урга.

Кроме того, это влияние осуществлялось через государственное — Мещерский Юрт, возникший в 1298 году в результате столкновения в Орде между ханом Тохта и темником Ногаем и последовавшего за ним ухода части ордынцев во главе с Бахметом Ширинским в Мещеру. XIV век стал заметной вехой в процессе расселения тюрок-мусульман в пределах нынешней Нижегородской области. Официальное принятие Ислама Золотой Ордой при хане Узбеке способствовало быстрой исламизации различных этносов. Мещеряки-мишаре ощущали в полной мере влияние, идущее из столицы Юрта города Мухши (совр. Наровчатовское городище), который был самым северным золотоордынским административным центром в те времена.

Нижний Новгород в эпоху Золотой Орды

Что касается самого Нижнего Новгорода, то его активнейшие контакты в XIV–XV вв. с Золотой Ордой просматриваются и по письменным, и по археологическим источникам. Послы Орды прибывали на Русь с поручениями разного характера: представляли верховную ханскую власть при передаче княжения тому или иному правителю, разбирали споры между князьями, занимались урегулированием княжеских распрей. Через Городец и Нижний Новгород на Русь и в Золотую Орду шли и дипломатические посольства, и княжеские «эскорты». Учитывая существование ордынских посольств в великокняжеских столицах Москве и Твери, следует признать логичным, что в таком центре, как Нижний Новгород, теснейшим образом связанном с Золотой Ордой, во времена независимости должно было располагаться собственное Ханское подворье, поскольку Нижегородское великое княжество XIV века слишком своеобразно, суверенно и общается с Золотой Ордой напрямую, без посредников в лице Москвы.

Данные археологических раскопок, проводившихся в Нижегородском кремле в 2001–2005 гг., свидетельствуют о том, что «все местное население находилось в очень тесных культурных и политических отношениях с золотоордынцами, не носивших конфликтный характер», как отмечает директор нижегородской археологической службы Т. В. Гусева. Многочисленные предметы XIV века, найденные здесь, были характерны для мусульманских народов. Среди них — уникальный калям (чернильная ручка для письма, сделанная из кости); дамасское стекло; кольцо для натяжения тетивы лука, характерное для тюрков и монголов; встречающиеся в большом количестве осколки дорогой ордынской керамики из кашина; ордынские монеты азакского чекана. Такое обилие артефактов восточного происхождения, не характерное даже для Царицынского городища (Сарай-Берке), делает необходимым сделать особый упор на возможное наличие в Нижегородском кремле Ханского двора. Более того, судя по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III от 1504 года, Ордынское подворье в Нижнем Новгороде, наряду с аналогичными посольствами в Москве и Твери, продолжало играть важную роль во взаимоотношениях Москвы и постордынских государств. 

Ольга Сенюткина, Дамир Хайретдинов

ТЕМА НОМЕРА

Мусульманской молодежи дан зеленый свет
Репортаж с Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья 15–21 июля

Чем дышит мусульманская молодежь Поволжья, какие перспективы перед собой видит и как она повлияет на будущее Ислама в России, мы получили возможность узнать в середине июля, когда на борту теплохода «Борис Полевой» состоялся первый в истории Фестиваль мусульманской молодежи Поволжья. Инициатором мероприятия в рамках Года молодежи, как ни странно, выступил аппарат полпредства президента в ПФО. Впрочем, не странно, ведь уже с учреждением Фонда поддержки исламской культуры и образования государство дало понять, что озабочено развитием мусульманского сообщества России.

Эффективность работы молодежного форума, актуальность мероприятия оценили все его участники. Итогом работы фестиваля стала резолюция, основным постулатом которой является утверждение о необходимости проводить подобные мероприятия ежегодно и готовность мусульманской молодежи идти навстречу государству в его позитивных начинаниях. Молодежь решила учредить Координационный совет для того, чтобы на постоянной основе обмениваться опытом, совместно справляться с возникающими трудностями, проводить мероприятия.

Государство уже пошло навстречу инициативам молодежи. В частности, на итоговом заседании заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Андрей Кондратьев, ознакомившись с текстом резолюции, заявил, что Татарстан хотел бы видеть представителей мусульманской молодежи и в Общественной молодежной палате республики, которая начнет работу с осени текущего года.

Введением в проблематику мусульманской молодежи Поволжья можно назвать посещение в первый же день поездки Булгара — древней столицы государства Волжская Булгария, которое, как известно, в 922 году официально приняло Ислам. Затем последовала лекция ректора Российского Исламского университета Рафика Мухаметшина «История и современное состояние Ислама в России».

Экскурс в историю сразу задал тон последующим обсуждениям, были затронуты, в частности, и вопросы соотношения религиозного и этнического, и извечный вопрос о том, что из этих двух первично, и проблематика возрождения ханафитского мазхаба.

Одним из первых мероприятий, прошедших в рамках фестиваля, был круглый стол «Место Ислама в глобализационных процессах», который вызвал очень оживленную дискуссию. Вопрос был поставлен следующим образом: нужно ли мусульманским сообществам противостоять глобализации, и если да, то каким образом. Как выяснилось, молодежь видит в глобализационных процессах больше экономической подоплеки, нежели политической. В контексте размывания культурных границ между народами и государствами был затронут вопрос и о мусульманских иммигрантах в странах Западной Европы, которые не нашли подходящей модели интеграции в общества, в которых они живут с сохранением своей этнической и религиозной идентичности.

В целом участники фестиваля были далеки от мнения, что глобализация — это неминуемое зло. Напротив, глобализацию можно и нужно использовать в своих целях, считает мусульманская молодежь.

Одним из самых интересных мероприятий в ходе Фестиваля мусульманской культуры стал круглый стол «Роль, проблемы и перспективы развития мусульманских средств массовой информации в России». В первой части участники мероприятия презентовали мусульманские СМИ регионов, которые они представляют. Таким вот элементарным способом насчитали несколько десятков газет, журналов, теле- и радиопередач, интернет-порталов только в одном Поволжье. Многие из печатных изданий, такие как «Мугалим сани» в Йошкар-Оле, «Формат мысли» в Казани и другие, при этом выпускаются исключительно на энтузиазме редколлегии.

Как оказалось, делегатов особенно волнуют проблемы исламофобии в средствах массовой информации и отсутствие положительной информации об Исламе и мусульманах. Многие из участников солидарны с тем, что мусульманам стоило бы создать некое общее СМИ, которое освещало бы события, происходящие во всем мире, но при этом давало оценку этих событий с мусульманской точки зрения. Такой подход, безусловно, был бы выигрышным, но неразрешимой проблемой встает вопрос о финансировании СМИ. Участники круглого стола, к примеру, сетовали на то, что меценаты, как правило, готовы выделять деньги на строительство мечетей, на помощь нуждающимся, но наотрез оказываются оплачивать работу газеты или интернет-сайта, так как не видят в этом общественной значимости.

Немалую часть времени участников фестиваля занимала культурная программа. За пять дней делегаты побывали в Булгаре, Самаре, Ульяновске, Елабуге и Чистополе. В каждом из них молодежи посчастливилось посетить мечеть, встретится с руководителями местных татарских общин, имамами мечетей.

Возможность поделиться опытом работы с молодежью в регионах участники фестиваля получили в ходе круглого стола «Роль, трудности, перспективы молодежных организаций в деле возрождения Ислама». Принципиально важный вопрос об этнической составляющей исламского призыва вызвал массу противоречивых мнений. С одной стороны, представители мусульманских молодежных организаций констатировали, что приобщение широких слоев молодежи к культуре Ислама гораздо проще и удобнее делать под «вывеской» национальной организации. По мнению других, этнические рамки исключают возможность работать с русскоязычной молодежью или с представителями нетитульных мусульманских этносов.

Интересы различных групп пришлось улаживать и на борту «Бориса Полевого», ведь фестиваль проходил параллельно с Днями татарской молодежи — мероприятием, имеющим свои традиции, особые цели и задачи, которое проводилось уже в 17-й раз. И впервые татарская молодежь из 44 регионов РФ имела в качестве соседей мусульманскую молодежь. Что скрывать, непонимание, отчуждение между двумя этими группами в первые дни чувствовалось. «Светская» молодежь старалась не замечать, что рядом с ней работает и соблюдающая молодежь, и игнорировала ее интересы. Мусульмане также не были в восторге от ночных дискотек и иных развлечений «светских». Но прошла пара-тройка дней, молодежь познакомилась — и деление на «светский»/«религиозный» стало неестественным и никому не интересным, компромиссы были найдены. Этому во многом способствовало проведение совместных мероприятий. Обе стороны активно участвовали в выпуске ежедневной стенгазеты, в работе бортового радио, посещали круглые столы и лекции друг друга.

Любопытно, что в резолюции участники Фестиваля мусульманской молодежи подчеркивают, что хотели бы видеть продолжение фестиваля и на будущий год вместе с Днями татарской молодежи, так как цель обоих, по большому счету, одна — приобщение молодежи к духовным истокам. Да и такой опыт общения, налаживания диалога в современных условиях для любого молодого человека бесценен.

Диляра Рахимова 

Фамилии тюркского происхождения

Без тюркской составляющей немыслимо себе представить Россию, и хотя некоторые политики и общественные деятели не особенно приветствуют обсуждение этой темы, не замечать ее — значит забывать свое прошлое, без которого нет пути в будущее. В первом номере нашей газеты мы привели некоторые современные известные фамилии восточного происхождения, в этом номере мы также опишем некоторые из них — более раннего периода. Исходя из того, какой значимый след оставили представители нижеприведенных фамилий, можно понять и оценить всю значимость тюрко-татарских народов как в российской, так и общемировой истории.

Брусилов = от назв. одного из тюркских племен берсула или барсилы

Давыдов = от араб. и тат. имени Давуд; этот род идет от Давуда, сына мурзы Минчака Касаевича, вышедшего из Золотой Орды (Баскаков)

Кантемиров = от тюрко-тат. хан (правитель) + тимер (железный)

Карбышев = известная тюркская фамилия крещеного татарина, генерала Дмитрия Карбышева (1880–1945).

Колчак = от тюрко-тат. кылчык, кылыч (сабля)

Кочубей = от тюрко-тат. коч (кочевой) + бей (князь)

Кутузов = от араб. и тат. кутуз (бешеный)

Минин = от назв. одного из ордынских кланов мин; первоначально эта фамилия употреблялась в качестве отчества, поскольку одним из предков народного героя был Мина Анкундинов, самого же российского патриота звали Кириша Минибаев, что лишний раз свидетельствует о тюркском происхождении собирателя ополчения

Разин = от перс. и тат. разин (прочный); по некоторым сообщениям, у известного атамана и народного вождя мать была татаркой, а сам он ходил в роскошной чалме, что засвидетельствовано на одной из средневековых немецких гравюр

Суворов = от тюрк. сувор (наездник); несмотря на легенду о происхождении рода от шведа, выехавшего в Россию в 1622 году, Суворовы как служилые люди отмечаются уже с XV века, к тому же это слово служит и названием одного из тюркских племен савиры или сувары, предков современных чувашей

Толбухин = от тюрко-тат. толбуга (здоровый как бык)

Тухачевский = от тюрко-тат. тухачы (знаменосец)

Ушаков = от тюрко-тат. ушак (невысокий)

Чапаев = от тюрко-тат. чапай (сильно бьющий); это имя до сих пор существует среди современных татар

КАЛЕЙДОСКОП

695 лет принятию Ислама в Золотой Орде

В начале XIV века наиболее дальновидные представители правящих кругов Золотой Орды чувствовали, что регулировать жизнь огромной империи по старым традициям уже невозможно. Слишком сложным становилось управление страной. Необходимо было привлечь грамотных и образованных людей, знатоков экономики и финансов. Самыми подходящими для этого были мусульманские чиновники — выходцы из Средней Азии, Волжской Булгарии, Восточного Туркестана. К тому же торговля Золотой Орды была в руках мусульманских купцов. Да и интенсивные отношения с Ираном и Египтом требовали привлечения людей, знающих фарси и арабский. В 1312 году, воцарившись на троне, юный хан Узбек провозгласил Ислам государственной религией. Произошло это в городе Мохши (Наровчат) ныне Пензенской области, куда Узбек приехал, захватив ордынский трон после умершего в Увеке хана Тохты. В борьбе за престол хану пришлось отдать приказ убить сына Тохты, но в ту эпоху такое было в порядке вещей и в Европе, и в Азии. Узбек побоялся мести многочисленных родственников Тохты и перебрался со своей свитой в благодатный, богатый хлебом и мехами край. Город при нем стал великим. Узбек построил в Наровчате мечети, перевез из Увека монетный двор. На каждой монете хан велел чеканить о своем городе: «Мохши Богохранимый».

Эпоха хана Узбека отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. К середине ХIV века в Золотой Орде существовало более 100 городов, многие из которых были основаны ордынцами. При Узбеке города страны переживали расцвет. Возведенные дворцы, мечети, караван-сараи, богатые кварталы знати и купечества, все более многолюдные поселения ремесленников превращали их в средоточие экономической и культурной жизни. Сарай стал крупнейшим городом мира.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Вследствие широких связей с Анатолией, Сирией и Египтом ордынская культура приобрела определенный средиземноморский отпечаток.

К положительным последствиям золотоордынской эпохи на Руси, замалчиваемым рядом российских и советских историков, можно отнести то обстоятельство, что здесь были созданы высокие художественные образцы во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе). Чувство раздора времен враждующих княжеств сменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу. Религиозно-национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П. Н. Савицкого, Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в Монгольский улус. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приемного сына и фаворита Бату-хана, в пользу симбиоза с Золотой Ордой был сделан исходя из реалий того времени. Этот выбор был одобрен народом и освящен русской церковью; причисление Александра Невского к лику православных святых — наглядное тому подтверждение. Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например московский князь Иван Калита, шурин хана Узбека, что было должным образом оценено ордынской властью, когда Калита стал великим князем всея Руси по воле хана.

Все ближе движется Ислам
К лоскутным княжествам России
Встает над городом Мизгить
Лазоревыми куполами:
Исламу — быть!
Исламу — жить!
Сам хан в заботе об Исламе! 

Дамир Хайретдинов, Москва

По материалам книг: Кадырбаев А. Ш. Золотая Орда как предтеча Российской империи; Поляков В. Наручадь.

 

Наши земляки 

Абельханов Садык Фахретдинович
(1915–1943)

Родился в с. Семеновка Краснооктябрьского района в семье рабочего. Участник Советско­финской войны 1939–1940 гг. С октября 1942 года на Великой Отечественной войне, наводчик орудия. В ночь на 27 сентября 1943 года сержант Абельханов вместе с расчетом форсировал Днепр в составе истребительного противотанкового артиллерийского полка 12-й армии Юго-Западного фронта, участвовал в отражении 13 вражеских контратак, заменил погибшего командира орудия. Погиб в бою.

Указом Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина и медалями. Его именем названы улица и школа в родной деревне.

 

Русские слова тюркского и арабского происхождения

Тюркизмы, попавшие в русский язык, можно объединить в группы по определенной тематике. Одной из таких групп будет военная, то есть слова, так или иначе связанные с военным делом. Среди них встречаются и предметы одежды, которые до сих пор имеются среди казаков, и виды оружия, и звания и т. д.

Адмирал = от араб. амир (начальник) + турец. суффикс -лы

Атаман = от тат. ата (отец) + монг. тумен (десять тысяч)

Богатырь = от монг. баhадур (герой, воин); если в русском языке звук [h] превратился в [г], то в татарском он выпал, в результате чего это слово читается как батыр.

Бурка = от тат. бүрек (теплый головной убор)

Егерь = от тюрк. егу (повалить, завалить) + ер (мужчина); в тат. языке есть и слово егəрле, означающее «сильного мужчину, способного победить в схватке»; как известно, в старину егерями называли профессиональных охотников

Есаул = от тат. ясагулы (распорядитель, исполнитель)

Казак = от тюрк. казак (вольный человек, свободный воин)

Князь = от тюрк. хан, кан (правитель) + яз (воин), т.е. хан-воин, либо воин хана

Колоть = от устар. тюрк. глагола кылу (со значением «колоть»), основу которого можно проследить в таких словах, как кылыч (сабля), кылчык (позвоночная кость)

Колчан = от устар. тюрк. глагола кылу (со значением «колоть»), поскольку в колчане хранились стрелы — длинные и острые, как кылыч и кылчык

Кремль = от тюрк. кырым (крепость); в качестве подтверждения можно привести и назв. монг. столицы Каракорум (черная крепость), и письма московских толмачей, в которых они называли Московский Кремль словом кырымыбыз, т. е. «наша крепость»

Лошадь = от тат. и чув. алаша, лаша

Пика = от тат. пəке (ножик)

Табун = от тат. табын (группа лошадей, пасущихся на свободе)

Царь = от перс. и тат. сар (глава, голова); несмотря на распространенное мнение о происхождении слова «царь» от лат. «цезарь», следует отметить, что на Руси в одно и то же время в ходу было два слова с одинаковым значением = «царь» и «цесарь», из чего очевидно, что эти два слова не родственны. Предки нынешних митрополитов Крутицкие до XV века имели в своем титуле наименование «Сарский»

Ягдташ (устар. «сумка охотника») = от тюрк. егты (добыча) + ташу (нести)

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!