На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета «Миллят» № 2 (июль 2007)

«Миллят», № 2 (июль 2007 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

Впервые мусульманин вошел в американскую Комиссию по свободе вероисповедания в мире. Им стал 55-летний имам из Куинси Талал Ид.

Талал в течение последующих двух лет будет выполнять бесплатную общественную работу в составе Комиссии, в функции которой входит наблюдение за условиями обеспечения религиозной свободы в мире и составление рекомендательных заключений для президента, Государственного Департамента и Конгресса. Они учитываются при формировании внешнеполитического курса США.

«Это событие является признанием роли не только мусульман в целом, но мусульман, практикующих нормы своей религии, — сказал Ид. — Для меня как для мусульманина, рожденного в Ливане, это является проявлением большого доверия, особенно сегодня, когда люди смотрят на мусульман как на террористов или того хуже».


Правительство Великобритании обнародовало отчет о предстоящей реформе образования в Великобритании. По оценкам специалистов, документ демонстрирует, что предпринятые администрацией Тони Блэра шаги являются продвижением в сторону определения статуса Ислама в Великобритании как второй государственной религии. Исследование было инициировано министром высшего образования Биллом Раммеллом и проведено совместно со старшим специалистом «Исламского фонда», доктором Атауллой Сиддики.

В частности, помимо необходимости правильного и полноценного преподавания мусульманской теологии в вузах, одно из положений проекта реформы гласит, что «все университеты должны брать на работу мусульманских проповедников или советников для обеспечения нужд растущей исламской общины в кампусах». Для мусульман также должно быть предоставлено большее количество молитвенных комнат.

По мнению инициаторов проекта, внимание, уделяемое изучению и преподаванию Ислама в вузах страны, должно существенно сузить сферу деятельности радикалов

Использованы материалы islamnews.ru

 

Презентация без обсуждения

20 июня 2007 года в Центральном Доме журналиста  в Москве прошла презентация книги российского мыслителя, исламоведа, доктора философских наук, профессора Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности». Организаторами выступили Центр арабских и исламских исследований, Фонд имени имама Абу-Ханифы, ИА «Новости Федерации» и Издательский дом «Медина» (Нижний Новгород).

Книга доктора Ибрагима — плод многолетних размышлений автора о судьбах Ислама в России — стране многонациональной и многоконфессиональной. Автор обосновывает мысль о плюрализме религий как части Божьего плана мироустройства и универсальности Божьей милости. Он подвергает критике стереотипы об отношении Ислама к Иудаизму и Христианству, джизйи и джихаду, смертной казни за вероотступничество и за прелюбодеяние.

Впервые дан анализ текстов Корана и Сунны, показывающий миротворческую и гуманистическую сущность Ислама, забытую и исковерканную его последователями в Средневековье. Книга ярко полемична — она спорит с теми представлениями о «воинственности» и «эксклюзивизме» Ислама, которые сложились и в Европе, и в самом исламском мире, и до сих пор бытующими как «штампы об Исламе».

Тауфик Ибрагим провёл работу, которую в Европе называют «бритвой Оккама», в Китае «чжэнь мин — исправлением имён», а в самой исламской традиции критикой «таклида», то есть «слепого следования за авторитетами без самостоятельного обращения к первоисточнику». Его девиз — «Вперёд, к кораническому Исламу!».

По замыслу организаторов, презентация книги должна была пройти как дискуссия, но этого не произошло. Резкие противники автора, прежде всего из мусульманских кругов, уже неоднократно выражавшие гнев в Интернете, избегают публичного диспута с аргументами в руках. А востоковеды и философы, пришедшие в Дом журналиста, продемонстрировали редкое единодушие, приветствуя появление книги Т.Ибрагима и заявляя о её высокой ценности.

Посол по особым поручениям МИД России Вениамин Попов, член Общественной палаты РФ Александр Игнатенко и ведущий мероприятия, президент Российского центра стратегических и международных исследований Виталий Наумкин, дали высокую оценку труду Т.Ибрагима, охарактеризовав его как «значительный прорыв в исламском богословии России». К такой оценке присоединились и знаменитые арабисты, востоковеды (Д.Ю.Арапов, В.В. Лебедев, переводчик Корана В.Ушаков, Е.А.Фролова, А.Юзеев и др.), а также заместитель директора Института философии РАН доктор философских наук Андрей Смирнов, отметивший, что «Т.Ибрагима всё же лучше называть не академическим философом, а реформатором Ислама».

А.Игнатенко поразил собравшихся, заявив: «Имя Тауфика Ибрагима теперь стоит в одном ряду с Аль-Газали, Муаммаром Каддафи и Усамой бин Ладеном — все они стремились к исконному, салафитскому пониманию Ислама. Но по уровню знаний ни Каддафи, ни бин Ладен с ним не сравнятся, а великий Аль-Газали всё-таки часто неверно цитировал хадисы и нередко использовал недостоверные хадисы. В 21 веке учёному легче провести всеобъемлющий анализ, что и сделал Т.Ибрагим. Появление такой книги — событие историческое, и важно, что происходит оно в столице нашей Федерации, в Москве, а импульс исходит из Нижнего Новгорода».

О том, как из личных бесед родилась идея книги, поведал руководитель ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Умар-хазрат Идрисов. Он сетовал, что признания правомерности многообразия религий и их равенства перед законом до сих пор нет в сознании многих мусульман, равно как и в практике государства Израиль, а также у внедряющих ОПК (Основы православной культуры) в светские школы России. Коранический призыв «Нет принуждения в религии» актуален как никогда.

Директор ИД «Медина» Дамир-хазрат Мухетдинов, завершая презентацию, рассказал о периодических изданиях, сайтах и научных монографиях своего издательства. «В условиях демократии за 15 лет мусульмане России не смогли восстановить своё интеллектуально-духовное наследие, опирающееся на традиции ханафитского мазхаба, но мы сейчас восполняем это. Всех критиков как наших книг, так и работы Т.Ибрагима приглашаем к цивилизованной дискуссии и обещаем её опубликовать. А следующую презентацию, в том числе английских переводов книги Т.Ибрагима, монографии Рустама Батыра об Абу Ханифе и истории Ислама в России, мы проведём осенью в Палате лордов в Лондоне. Мусульмане России ранее шли и на Восток и на Запад с протянутой рукой – но теперь у нас есть, что сказать миру самим. Это подлинный Ислам, миролюбивый и открытый».

Сам же доктор Т.Ибрагим сказал в конце встречи: «Священное Писание не нуждается ни в какой модернизации, оно дано на все времена. И я никакой не реформатор. Коран люди всегда понимали на уровне своего времени, а он всегда жив и всегда современен. Это мы не современны!»

В ходе мероприятия также прошла презентация новинок Издательского дома «Медина» (Нижний Новгород). В их числе — книги, выпущенные в рамках приоритетной серии «Ханафитское наследие»: «Абу-Ханифа: жизнь и наследие», «Ханафитский факх: каноны религиозной практики», «Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения», серия «Ислам в Российской Федерации» а также ряд периодических изданий.

 

В РОССИИ

Премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави стал почетным доктором МГИМО. Это звание было присуждено ему во время его официального визита в Россию с 19 по 21 июня. По словам ректора университета Анатолия Торкунова, «это звание присуждается выдающимся государственным политическим деятелям за вклад в укрепление мира, развитие международного сотрудничества и достижения в гуманитарной области».

Темой профессорской лекции малайзийского премьера стал Ислам. По словам Бадави, «в Малайзии, как и в России, мусульмане являются важным компонентом общества». Однако, по его мнению, «многие СМИ, возможно, неосознанно создают искаженную картину мусульманского мира». Бадави признал наличие на Западе «фобии всего исламского». «Это необходимо преодолеть, иначе возникнет пропасть между мусульманами и всем остальным миром, — сказал премьер Малайзии. — Со своей стороны мусульмане должны представить подлинное лицо Ислама».

Малайзийский премьер не согласен с тем, что исламская религия — это «проблема для всего мира и убежище для экстремистов». «Все истинные религии приветствуют мир и гармонию между людьми, — заметил он. — Коран признает и другие конфессии». «Те, кто прибегает к экстремизму, составляют небольшой процент от общего числа мусульман», — уверен Бадави.

Премьер-министра Малайзии убежден, что «Ислам может служить объединяющим фактором, Ислам — это религия, проповедующая принципы универсализма, а не эксклюзивности».


В РИУ состоится торжественный выпуск первых теологов. Торжества по случаю первого выпуска студентов Теологического факультета прошли в Российском исламском университете (РИУ) в Казани 29 июня. В России обучение по специальности «Теология» ведется приблизительно в 20 вузах. Двое из выпускников Теологического факультета планируют продолжить обучение в магистратуре на Факультете теологии в Университете Анкары.

Использованы материалы i-p-r.ru, islam.ru

 

Нижегородские татары в Санкт-Петербурге

У нижегородских татар, которые традиционно выезжали в северную столицу, с самого начала ее строительства, сложились особые связи с этим городом. Такие ключевые фигуры ХХ века как Хамидулла Альмушев (основатель знаменитого медресе в с. Петряксы, имам столичной мечети и глава мусульманского прихода Петергофа, имам в мусульманских частях императорской гвардии), Шахимардан Ильясов (первый имам Нижегородской соборной мечети, спасавшийся от преследований КГБ у своего дяди, муэдзина Соборной мечети Ленинграда), председатель ленинградской мечети Усман Фахретдинов и др., крепкими узами навсегда связали татар Санкт-Петербурга и Нижегородчины.

Г.Сулейманов, происходивший из села Б. Рыбушкино, с 1822 года являлся гражданским имам-хатыбом Санкт-Петербурга, стал первым указным муллой татарской общины столицы. С 1828 года — преподаватель ислама для воспитанников Кавказского полуэскадрона, с 1835 года — Царскосельского кадетского корпуса. В 1826 году привлекался правительством для переговоров с казахскими ханами Большого и Среднего жузов. Состоял внештатным переводчиком Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. В июне 1840 года указом Николая I назначен муфтием, председателем ОМДС.

Большим уважением и популярностью среди столичных мусульман пользовались имамы Мухаммед-Шакир Юнусов (ок. 1820–1905 гг.) — мулла и ахун 1-го магометанского прихода Санкт-Петербурга с 1869 года и его сын Мухаммед-Зариф (ок. 1850–1914 гг.) — имам этого же прихода с 1888 года. Свое происхождение они вели из с. Куй-Суы (Овечий Овраг). В 1881 году Мухаммед-Шакир вместе с имамом 2-го прихода А. Баязитовым выступил с инициативой строительства в столице Соборной мечети. Его сын Мухаммед-Зариф, получивший образование в Казани и Бухаре, с 1874 года являлся имам-хатыбом, ахуном и мударрисом Константиновского кавалерийского училища, позднее — Павловского военного и Николаевского кавалерийского училищ. Он был первым имамом Соборной мечети столицы после ее открытия в 1913 году. Юнусов-младший пользовался большим уважением среди всех жителей города; на его похоронах в 1914 году присутствовало около тысячи мусульман, а большинство столичных газет откликнулись на его смерть, подчеркивая большие заслуги покойного.

 

ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА МИРА

Татары Санкт-Петербурга

Татарское участие в строительстве Санкт-Петербурга было масштабным (не менее 20 тысяч человек) и передовым, неслучайно ганноверский резидент при Петре I В. Вебер в 1721 году ставил татар на первое место в ряду «работных людей», возводивших вторую столицу. Есть множество доказательств тому, что город строился руками десятков тысяч татар: Казанская губерния являлась одни из основных поставщиков рабочей силы для этих целей; Татарская слобода на Березовом острове (сейчас — Петроградская сторона), будучи раза в три по своим размерам больше Русской слободы, занимала самое близкое к месту работ, самое возвышенное и удобное место. Продукты в строящийся город доставлялись, помимо еще трех регионов, из «Казанского царства». Да и сам Петр в одном из своих писем от 1709 года требовал от графа П. Апраксина: «Также потрудитесь, дабы будущею зимою татар, черемис и мордвы выслать тысяч пять в Петербург на перемену первым». Первыми из татар на строительство Санкт-Петербурга были привлечены мишари (пензенские, мордовские, нижегородские) и касимовские татары.

Помимо строительных дел, татары Петербурга занимались и военным ремеслом. Петербургский краевед и историк А. Богданов писал о Татарском урочище на месте Большой Никольской улицы, которая и сама называлась Татарской, продолжая: «Когда строилась земляная Санкт-Петербургская крепость, оную татары, бывшие на службе, дерном укладывали, а потом при артиллерии всякую работу отправляли». Военное искусство татар высоко ценилось, и оно было поставлено на службу Российскому государству, которое активно и часто успешно воевало. Военно-политическими советниками и переводчиками у Петра были: выходец из крымских татар Д. Кантемир, генерал Кутлумухаммад Мемешевич Тевкелев.

Татарский язык еще и в петровские времена использовался в дипломатии как язык международного общения, в связи с чем в переведенной из Москвы в Петербург Канцелярии иностранных дел значительное число переводчиков и толмачей были татарами.

Еще одним родом деятельности татар в северной столице было лашманство. Служилые татары привлекались в соответствии с именным указом Петра I от 31 января 1718 года к заготовке корабельного леса, для перевозки их по водным путям в Санкт-Петербург. Эти лесозаготовительные работы и назывались лашманством. Это была тяжелая физическая работа; согласно указу, для рубки, тески и перевозки корабельных лесов предписывалось брать на бесплатные работы (!) мурз, служилых татар, мордву и чувашей. Лашманская повинность длилась у татар больше века.

Татары на лесоразработках трудились в неимоверно тяжелых условиях: их донимали холод, голод, бытовые неурядицы. Богатейший татарский фольклор запечатлел все важнейшие исторические события страны и все стороны бытия татарского народа. Не зря в татарском народе имеется широко распространенная песня «Кара урман» («Дремучий лес»), в которой говорится о том, что жизнь тяжела и беспросветна, как путь в темную ночь через дремучий лес.

В одном из баитов, рассказывающих о тяжелой жизни лашманов, говорится: мы, лашманы, трудимся в поте лица, добываем для государства лес. Судьба бросила нас туда, куда не могут долететь не только птицы, но даже насекомые. От холода и недоедания многие погибают, и их бросают в снежные сугробы…

Добытый татарами в неимоверных трудах дубовый лес использовался на строительстве кораблей в верфях волжских городов, а также сплавлялся в Санкт-Петербург. Корабли для Балтийской и Поволжско-Каспийской флотилий в XVIII веке были построены в Петербурге и Казани.

Наконец, татары в Санкт-Петербурге активно занимались торговлей. Рядом с Татарской слободой находился Татарский рынок, сведения о котором имеются уже с 1705 года. Здесь можно было по низким ценам купить всевозможные товары: одежду, обувь, головные уборы, седла, железо, веревки и пр. Современник Петра I немецкий автор замечал, что в Татарской слободе «можно увидеть весьма изысканное домашнее хозяйство». Многие татары-строители, приехавшие в город по указанию царя, навсегда оставались здесь и обзаводились солидным хозяйством.

Писатель А. Бахтияров замечал, что «татары крепко держатся обычаев старины». Они проживали в городе артелями в 20–30 человек. Так было легче найти работу, выжить, устроить досуг, поддержать друг друга, исполнять мусульманские ритуалы. «Татары сильны коммунальным началом», — подытоживает автор.

«Богатые татары промышляют на Петербургских аукционах и занимают видное место», — пишет Бахтияров. В частности, через аукционы татары занимались продажей золотых и серебряных вещей. Мелкие торговцы были двух родов: халатники и разносчики мануфактурного товара; их товарами были ситцевые платки, шерстяные шарфы, ремни, кушаки… Татарских торговцев русские называли князьями или боярами (татар-бояр).

Хотя большинство петербургских татар, как и среди других наций, относилось к простому люду, в то же время среди них было много представителей дворянского сословия, высокопоставленных военных, чиновников, преподавателей, духовных лиц, деятелей культуры. В столице проживали также татарские дворяне- мурзы, представители высшего духовенства и армейских чинов, члены Государственной Думы России.

В одном ряду с такими выдающимися татарскими просветителями, как Ш. Марджани и К. Насыри, заслуженно стоит имя Хусаина Фаизханова (1823–1866). Он родился в ауле Сафаджай Курмышского уезда Симбирской губернии, учился в Казани, знал, помимо татарского и русского, арабский, персидский, турецкий языки. С 1854 года он преподавал турецко-татарский язык на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета. Здесь же в 1862 году он издал литографическим способом «Краткую грамматику татарского языка». Х. Фаизханов пользовался авторитетом у студентов, уважением со стороны петербургской профессуры, отличался обширными знаниями, трудолюбием, доброжелательностью. Он одновременно выступал как ученый-тюрколог, просветитель татарского народа, археограф. Он много сделал для пополнения коллекций арабских и тюркских рукописей азиатского музея и библиотеки Восточного факультета Санкт-петербургского университета.

 

По материалам книг: Теляшов Р. Татарская община Санкт-Петербурга. К 300-летию города. — СПб, 2003; Загидуллин И. К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII — начало ХХ вв. — Казань, 2003; Ислам на Нижегородчине. Энц. словарь. — Н.Новгород, 2007

 

ТЕМА НОМЕРА

Сабантуй по-нижегородски

Веселой и шумной волной прокатились по Нижегородчине празднования сабантуя. С разрывом в неделю праздничные мероприятия прошли в Нижнем Новгороде и Дзержинске.

23 июня в городском парке отдыха в Дзержинске сабантуй прошел в 12-й раз. Поздравить земляков с национальным праздником пришли представители органов местного самоуправления — мэр города Виктор Портнов и депутаты городской Думы Галина Демахина и Заки Умяров.

Основными организаторами праздника в этом году выступили соборная мечеть Дзержинска и Местная национально-культурная автономия татар. В торжестве приняли участие гости из Татарстана — делегация от правительства Республики и Всемирного конгресса татар, а также артисты.

Официальную часть открыл мэр города В. Портнов. Он поздравил всех собравшихся и вручил почетные грамоты, благодарственные письма и сувениры организаторам праздника. В свою очередь Председатель Региональной нацилонально-культурной автономии татар Гаяз Закиров вручил подарки руководителям города и активистам, которые ежегодно помогают организовать сабантуй.

30 июня в нижегородском парке им. 1-го мая на сабантуе гуляли нижегородцы. Организаторами праздника выступили Нижегородский центр татарской культуры «Туган як» совместно с РНКАТНО и Духовным Управлением мусульман Нижегородской области. В этом году Нижегородский сабантуй был не менее зрелищным и интересным, чем прошлогодний. В Парке по традиции развернулась татарская слобода, «жители» которой угощали нижегородцев национальными татарскими сладостями.

В этом году нижегородский сабантуй посетила делегация из Зеленодольска во главе с Раисом Каримовым, руководителем исполнительного комитета муниципального района и города. В составе делегации в Нижний Новгород приехали около 60 артистов из Татарстана.

По словам пресс-секретаря РНКАТНО Зили Ахмадуллиной, «ДУМНО и РНКАТНО ежегодно участвуют в организации сабантуев в селах и деревнях Нижегородской области. В этом году РНКАТНО берет на себя функцию информационной поддержки мероприятия. Так же стоит отметить, что руководителей делегации из Татарстана планируется принять в резиденции ДУМНО, где они смогут встретиться с лидерами Нижегородской татарской общины, председателем ДУМНО Умаром-хазратом Идрисовым, руководителем аппарата ДУМНО Дамиром-хазратом Мухетдиновым и председателем Совета РНКАТНО Гаязом Салиховичем Закировым. Кроме того, от лица Нижегородской автономии татар планируется преподнести гостям из Зеленодольска памятные подарки. Так же в рамках мероприятия ДУМНО и РНКАТНО планируют провести для зеленодольской делегации обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду, а так же организуют прогулку на теплоходе по волжским просторам».

В программе праздника — традиционное проведение национальных игр и театрализованных представлений, выступления зеленодольских музыкальных коллективов «Кристалл», «Золотой микрофон», «Алтын Ай». Гости из Татарстана побаловали нижегородцев блюдами татарской национальной кухни. В торговых палатках «татарской деревни» продавались продукция Издательского дома «Медина», национальные сладости, халяльные мясные продукты, кассеты и диски с песнями татарских исполнителей, мусульманская одежда и атрибутика.

Как и в прошлом году, в связи с наступлением «поры сабантуев» Духовное управление мусульман Нижегородской области и Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области обращаются к татарам и всем нижегородцам с просьбой отмечать этот веселый праздник достойным образом, не превращая майдан сабантуя в место попойки. Давайте будем хранить светлые, традиции нашего праздника, не будем нарушать его здоровый дух!

 

Встречаемся в Сафаджае!

15 июля в селе Сафаджай при поддержке Духовного управления мусульман Нижегородской области, Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, организации «Собрание», администрации Пильнинского района Нижегородской области и Местной религиозной организации мусульман проводится сбор татар. При том как велико число татарских сел на Нижегородчине, возникает закономерный вопрос: почему для проведения такого масштабного мероприятия выбран именно Сафаджай? Лучшим ответом на этот вопрос, несомненно, будет мнение экспертов-историков.


Мнения

Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор:

Очень редко бывает, чтобы российская мусульманская деревня сохранила свой этнический и религиозный состав на протяжении нескольких веков. В Поволжье (кроме зоны Татарстана) почти не осталось аулов, основанных еще в эпоху независимых тюркских государств. Особенно уникально, когда в такой деревне сохранилась память о своих далеких предках. Все эти черты присущи Сафаджаю. Именно поэтому он стал своеобразным символом стабильности для мусульман Волго-Сурского региона. Ведь имамы и улемы Сафаджая передавали и передают знания о вере Ислама многим поколениям. Уникальна и историческая география связей, охватывающая Казань и Бухару, Мекку и Медину. Этим могут похвастаться только крупные центры мусульманской учености. Но Сафджай не только памятник истории, а живое, развивающееся село. И это главное.


Ольга Сенюткина, доктор исторических наук, профессор:

Сафаджай — духовный центр жизни нижегородских татар-мишарей. Почему мы не сделаем ошибки, сказав именно так?Сафаджай — одно из старинных татарских селений Нижегородской земли. Ему уже более пяти с половиной веков. Согласно «Мечетским погодным записям», известным как «Сафаджайские тетради», деревня возникла в 1451 году. Более ранних упоминаний о возникновении тех татарских селений Нижегородчины, которые существуют и по сей день мы не имеем. Значит, это самое первое из сохранившихся селений татар-мусульман Нижегородчины, самый первый мусульманский приход из дошедших до нас приходов (махалля). Слава Сафаджая была предсказана одним из известных улемов (богословов), миссионеров Нижегородчины Абдулжалилом Биккининым, прославившимся в качестве талантливого мударриса, учителя, обеспечившего образовательное единство мусульманских приходов региона. Среди имамов Нижегородчины особую известность как грамотный сведущий богослов и организатор медресе приобрел сафаджайский имам Хабибулла бин Мухаммад бин Салих (Альмухаммятов) (середина и вторая половина XIX века). Сафаджай — родина братьев Фаизхановых. Хусаин Фаизханов — татарский просветитель, известный востоковед середины XIX века, этнограф, лингвист, историк, общественный деятель. Его брат Габделгаллям — экономист и просветитель.  В числе первых хаджи из среды нижегородских мусульман были сафаджайцы, направившиеся в Мекку во второй половине XIX века. В составе группы находился Мухаммедгариф Тукаев (умер в 1886 году), отец известного поэта Габдуллы Тукая. Из среды сафаджайцев в советские времена вышло много известных общественных деятелей, ученых, журналистов, спортсменов, составивших славу Отечества.

 

Географические названия тюркского происхождения

История России настолько тесно связана и переплетена с нашими предками, что татарские слова можно найти и в названиях рек, городов и селений, причем не только на юге и востоке страны, но и в Подмосковье. Наука, изучающая происхождение географических названий называется топонимикой, и в этой рубрике мы предлагаем вниманию расшифровку тех названий, которые происходят от знакомых всем нам слов.

Алдан (река в Якутии) — от тюр. алтын (золото); как известно, эта местность богата золотом, что подтверждает тюркскую основу названия реки.

Ангара — название этой реки явно созвучно со столицей Турции — Анкара, а сама она находится рядом с Енисеем — рекой, название которой также несет в себе тюркскую основу, что показано ниже.

Астрахань — в мишарской передаче древнего названия Хаджи-тархан.

Аткарск (г. в Саратовской обл.) — от тат. ат (лошадь) + кару (смотреть); этот город находится на пути следования из Ногайской орды, по которой в Москву везли табуны лошадей.

Байкал — тюркская основа этого слова не вызывает никаких сомнений и вторая ее часть восходит к известному слову куль (водоем), что касается первой части, то ее происхождение до конца не выяснено.

Барнаул — от тат. борынгы, борын (древнее) + авыл (поселение)

Бештау (гора в Ставропольском крае) — от тат. биш (пять) + тау (гора); на основании дословного перевода был назван город, стоящий рядом с этой горой — Пятигорск.

Воронеж — от тат. борын (древняя) + инеш (река)

Енисей — от тат. яны (новая) + су (вода)

Иртыш — от тат. ертыш (ёрш) или же, скорее, от двух татарских слов жир + тышы (край земли).

Кемерово — от тат. кумер (уголь); это самый угольный регион России.

Красноярск — от русс. красный + тат. яр (берег)

Крым — от тат. кыр или кырым (крепость).

Курган — от тат. кырган (насыпь)

Курмыш (город в Нижегородской обл.) — от тат. куремеш, куремлек (построенное для наблюдения)

Магнитогорск — от слова магнит, которое произошло от тат. мангыт (название одного из ордынских кланов).

Набережные Челны — от тат. Яр Чалы («каменистый берег): чал — по-булгарски «камень», яр в тат. яз. значит «берег».

Саратов — от тат. сары (желтая) + тау (гора)

Тюмень — от монг. тумен (тысяча)

Узуново (железнодорожная станция в Подмосковье) — от тат. озын (длинный, долгий)

Хабаровск — от фамилии известного исследователя Хабарова, в основе которой лежит ар. и тат. слово хабар (новость, известие)

Ялта — от крым-тат. яйлы (летние пастбища)

Ямантау (вторая по величине гора на Урале) — от тат. яман (плохая, злая) + тау (гора)

 

КАЛЕЙДОСКОП

Поход хана Тохтамыша на Москву и его последствия

В связи с тем, что в последнее время в нашей многонациональной стране участились неофициальные и церковные чествования Куликовской битвы, которую принято считать первым шагом на пути к «избавлению Руси от татарского ига», и других сражений с татарами (падение Казани, завоевание Астрахани и т. д.) как героических праздников Руси, имеет смысл внимательнее присмотреться к тем событиям, которые в действительности сопровождали данные события. Разумеется, делать это следует не через призму восхваления или возвеличивания того или иного народа, а только с беспристрастной и сугубо научной позиции. Для этого обратимся к работе историка

В. Похлебкина «Татары и Русь» (М., 2005). Среди причин успеха похода Тохтамыша на Москву автор указывает на его неожиданность и внезапность, а также на скрытность движения ордынских войск к границам Московского княжества. Кстати, граница между Золотой Ордой и Московией в то время проходила в районе города Коломны (современной Московской области), так что не мудрено, что, когда известие о походе Тохтамыша пришло в Москву, для принятия серьезных оборонных мер было уже поздно.

В Москве разгорелась паника, и Дмитрий Донской спешно бежал из Москвы на север, в Кострому — по официальной версии, для сбора рати. Поспешили бежать из Москвы, согласно В. Похлебкину, жена Дмитрия великая княгиня Евдокия и глава Русской церкви, серб митрополит Киприан. Это бегство первых лиц государства вызвало бунт в Москве. 23 августа передовые отряды татар подошли к Кремлю, и, объехав несколько раз Кремль, ускакали. Народ расценил это как победу: были вскрыты погреба бежавших из Кремля воевод, князей, бояр и из них взяты запасы меда, вин, пива. Началось всеобщее пьянство, длившееся всю ночь.

Утром 24 августа к воротам Кремля подъехала делегация ордынских мурз в сопровождении двух русских князей — Василия и Семена, которые являлись сыновьями Нижегородского князя Дмитрия и братьями московской великой княгини Евдокии. Они объяснили, что хан лишь желает осмотреть Кремль. Им поверили, и ворота осажденной крепости открылись. Однако это была военная уловка татар.

Ордынцы ворвались в город, разграбили и разорили его дотла. Было убито 24 тысячи москвичей. Затем отряды хана разорили всю территорию Московского княжества.

Таким образом, военные, политические и экономические достижения Куликовской битвы были полностью ликвидированы Ордой уже через 2 года. Политически вассальная зависимость резко увеличилась, обострились отношения с соседями — Тверским, Нижегородским, Рязанским княжествами. Дань была не только восстановлена, но и увеличена фактически вдвое. Безусловно, эта тема крайне болезненно воспринимается сквозь призму последующих поколений, однако не стоит воспринимать жестокие нравы той эпохи в отрыве от общего контекста. Так, кроме дани в Сарай московским князем был введен особый специальный налог для пополнения княжеской казны.

Итак, повторяется В. Похлебкин, практически все результаты Куликовской битвы были перечеркнуты; и в военно-политическом, и в экономическом отношении Московское княжество было отброшено на 100 лет назад. Перспективы отношений с Ордой были крайне мрачны для Москвы и ордынское иго могло остаться навечно, если бы не произошла новая историческая случайность — период войн Золотой Орды с империей Тамерлана и полный разгром Орды во время этих двух войн (гибель ордынского войска, разорение обеих ее столиц, начало новой смуты и т. д.). Таким образом, именно действия Тамерлана в конце XIV века стали тем фактором, который помог Руси победить в борьбе с Ордой.

Наши земляки

Абдуллин Маас Абдульберович
(1919–1977)

Родился в селе Петряксы Пильнинского района в семье служащего. В 1939 году окончил железнодорожный техникум в Москве, в 1941 году — Севастопольское зенитно-артиллерийское училище. В 1946 году окончил Артиллерийскую академию им. Дзержинского. В 1939–1940 гг. — красноармеец зенитно-артиллерийского полка. 1940–1947 гг. — командир взвода, батареи, батальона, дивизиона ПВО. С 1953 года — преподаватель высшей офицерской школы ПВО. 1958 год — начальник научно-издательского отдела штаба учебного центра ПВО. С 1964 года — начальник офицерских курсов учебного центра ПВО, заместитель начальника центра. 1969–1975 гг. — заместитель начальника курсов ПВО СССР.

Участвовал в советско-финской, Великой Отечественной войнах, был ранен. Закончил службу в звании полковника. Награжден орденами Красной Звезды, Кутузова, Отечественной войны, многими медалями. Автор десятков трудов по зенитно-ракетной стрельбе.

Похоронен в г. Мытищи Московской области.

 

Русские слова тюркского и арабского происхождения

Мы продолжаем знакомить уважаемых читателей со словами, вошедшими в русский язык из языков восточных (арабского, персидского и тюркского) посредством татаро-мусульманской культуры. Все эти слова принято называть тюркизмами, и если раньше некоторые ангажированные ученые насчитывали их не больше десяти, то сейчас некоторые словари тюркизмов содержат порядка 400 таких слов.

Арба — от ар. и тат. ’араба [عربة] (телега)

Алтын (устаревшее название денежной единицы) — от тат. алтын (золото)

Базар — от перс. и тат. базар [بازار] (рынок, торговый ряд)

Барин, боярин — от тат. барын (название одного из татарских кланов)

Барыш — от тат. барыш, бару (польза, выигрыш)

Беляши — от тат. белеш (пирог)

Газель, козел — от ар. и тат. газаль [غزال] (газель)

Казна — от ар. и тат. хазина [خزينة] (клад, сокровище, касса, казна)

Казначей — от ар. и тат. хазина + суфф. …чы (смотрящий за казной)

Кайма — от тат. койма (оградительная линия)

Кибитка — от тат. кибет (магазин); раньше многие магазины представляли собой выездную модель современных лавок и киосков.

Кочан — от тур. kocan (сердцевина)

Край — от тат. кырый (грань, граница)

Курган — вероятно от тат. кырган (насыпано)

Кучер — от тат. кучер (перевези)

Лошадь — от тат. алаша

Магнит — от тат. мангыт (название одного из татарских кланов); в месте обитания этого клана на Урале были соответствующие руды.

Область — от старорусского волость — от монг. улус

Парча — от перс. и тат. парче [ڀارچه] (кусок материала)

Сумма — от тат. сум (название денежной единицы)

Сундук — от ар. и тат. сундук [صندوق] (ящик)

Тахта — от ар. и тат. тахт [تخت] (сиденье, кровать)

Терем, тюрьма — от тат. теркем (живущие или находящиеся вместе, кучкой)

Факир — от ар. и тат. факыр [فقير] (бедный, нуждающийся); раньше циркачи обычно не имели постоянного места и заработка, поэтому были людьми нуждающимися, в связи с чем это слово и перешло на тех, кто показывал свои фокусы за деньги.

Халва — от ар. и тат. хальва [حلوى] (сладость)

Царь — от перс. и тат. сар [سر] (глава, голова); несмотря на распространенное мнение о происхождении слова «царь» от лат. «цезарь», следует отметить, что на Руси в одно и то же время в ходу было два слова с одинаковым значением — «царевич» и «цесаревич», из чего очевидно, что первое слово произошло от известного персидского слова. Тем более, что даже митрополиты имели в своем титуле наименование «Сарский».

Шаль — от ар. и тат. шаль [شال] (большой платок)

Шаровары — от перс. и тат. шальвар [شلوار] (штаны, брюки)

Шашка — от тур. шаш (острое железо)

Шашлык — от тур. шаш + суфф. …лы

Шуба — от ар. и тат. джубба [جبة] (верхняя шерстяная одежда с широкими рукавами)

 

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!