На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: Газета «Миллят» №1 (июнь) 2007

«Миллят», № 1 (июнь 2007 г.)
газета нижегородских татар

В МИРЕ

На саммите ведущих промышленных стран мира и России, прошедшем в начале июня в немецком курортном городе Хайлигендамме большая часть наиболее спорных вопросов повисла в воздухе. Самым серьезным достижением стали договоренности по программе помощи Африке. Главным сюрпризом на саммите стало заявление президента России Владимира Путина. Он предложил Соединенным Штатам Америки вместо размещения элементов ПРО в Польше и Чехии совместно использовать противоракетный щит в Азербайджане. Предложение получило позитивные отклики. По оценке газеты Times, Путину удалось «неожиданно освежить воздух» и изменить атмосферу саммита. Ведь накануне встречи Большой восьмерки Россия фактически высказывала угрозы в адрес Запада, обещая направить ядерные ракеты на Европу.

Позитивным итогом саммита стала программа помощи Африке. Лидеры G8 договорились о помощи странам Черного континента, не справляющимся с распространением СПИДа на их территории, в размере 60 миллиардов долларов США.

США обещали выделить половину суммы, другие участники программы еще не определились с размерами своих вкладов. Главы государств также согласились списать долги наиболее бедных государств Африки.

Нерешенным остался вопрос о статусе Косово. Лидеры не достигли компромисса в вопросе сербской провинции, желающей отделиться, поэтому один из основных больных вопросов повис в воздухе.


После неожиданного раздела власти между палестинцами, в результате которого ХАМАС полностью завладел сектором Газа, а в руках ФАТХ оказался Западный берег реки Иордан, мировое сообщество, судя по всему, намерено изолировать Газу и поддержать руководство Западного берега. Запад рассматривает нынешний кризис как часть более широкой борьбы — между умеренностью и экстремизмом в арабском и мусульманском мире. США объявили о возобновлении помощи новому палестинскому правительству. Лидеры ЕС дали понять, что также намерены часть своей помощи направить целевым назначением через новую администрацию. Мировое сообщество бойкотирует ХАМАС, который не принимает его условий для сотрудничества. Он него требуют признать право Израиля на существование, осудить насилие и принять все предшествующие соглашения. Запад стремится усилить позиции Махмуда Аббаса и его группировки ФАТХ в надежде, что он продемонстрирует преимущества отказа палестинцев от экстремизма.

С использованием материалов bbc.co.uk, kremlin.ru

Сабантуй сегодня

Лето — пора сабантуев. С течением времени неизменными остались праздничные традиции: коряш, конные скачки, перетягивание каната, бег в мешках… Изменился лишь масштаб проведения праздника. Если в советское время сабантуи могли позволить себе проводить только состоятельные колхозы, то сегодня «праздник плуга» отмечают практически в каждом селе. Есть и еще одно новое веяние: из народного праздника, призванного поддерживать традиции татарского народа, сабантуй незаметно стал коммерческим проектом. Так, нередко теперь проведение Сабантуев приурочивается к юбилею того или иного выходца из деревни. Так какой же он — сегодняшний Сабантуй?

Традиция проведения Сабантуев уходит корнями вглубь веков. Однажды при раскопках был найден надгробный камень, на котором в качестве даты смерти значилось: «умер в день сабантуя». Возраст самого камня специалисты оценили в 1000 лет, поэтому теперь у нас есть основания полагать, что история праздника насчитывает не меньше тысячелетия.

Сабантуй — национальный праздник тюркских народов, традиционным вероисповеданием которых был Ислам. Поскольку Ислам запрещает употребление спиртных напитков, то праздник стал демонстрацией молодецкой удали, торжеством духа в рамках здорового образа жизни. Кроме того, у праздника, безусловно, есть и социальное значение. Так, призы победителям состязаний собирались с каждого дома, и это была прекрасная возможность для девушек на выданье продемонстрировать свое мастерство — в шитье, в кулинарии.

Сабантуй изначально был исключительно деревенским праздником. Об этом говорит сама этимология слова сабантуй — «праздник плуга». Сабантуй был поводом для встречи, местом общения, по сути, на Сабантуе люди объединялись для сохранения традиций татарского народа, своих национальных обычаев, культуры — это и национальные виды борьбы, и песни с танцами, и национальная кухня. При этом татары никогда не были закрытым обществом, нас всегда окружали русские, мордва, чуваши. И Сабантуй всегда был настоящим праздником дружбы, поскольку на него всегда собирались люди из соседних районов — не по принуждению, а потому, видимо, что их привлекал тот здоровый дух, который царил на наших праздниках.

К сожалению, сейчас этого нельзя сказать про Сабантуи, проводимые почти в каждом из сел. В каком-то смысле современные татары пали жертвами урбанизации. Как только к селам были проложены дороги, как только в домах людей появились телевизоры, татары стали резко отрываться от своих корней, стали активно вбирать в себя культуру других народов — русскую культуру, прежде всего. Для татарских деревень, увы, стала свойственна болезнь, которая поразила русские деревни — алкоголизм. И вот, употребление алкоголя и коммерциализация Сабантуя отравляют и извращают дух праздника. Сплошь и рядом профессиональные борцы принимают участие в Сабантуях по контракту — заранее оговаривается, в каком поединке кто должен одержать победу. Так уходит зрелищность. Жалко смотреть, как здоровые парни выходят на ковер и для видимости начинают толкаться, топтаться. Нет честной борьбы.

Так все дальше и дальше на второй план отступает цель Сабантуя — показать пример сохранения традиций здорового образа жизни, хранимых татарским народом на протяжении нескольких веков.

Председатель Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Г. С. Закиров:

— По большому счету, сегодняшнее положение дел — это результат отделения светского от религиозного, которое царило в нашей стране на протяжении стольких десятков лет. Традиции Сабантуя просто «отслоились» от норм Шариата, ушли от заложенных в нем традиций здорового образа жизни. А ведь иман должен сохраниться не тюбетейке и не в перемячах, а в сердце, в делах.

Для возрождения добрых традиций Сабантуя нам необходима помощь власти, прежде всего, материальная. Здесь не уместна такая постановка вопроса, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Чтобы спасти Сабантуй, нужно возвести его проведение в ранг общегородского праздника. Мы не можем зависеть от меценатов — в этом году они нам помогаю, а в следующем могут отказать. И проведение сабантуев имени того или иного татарина — это фактически монополизация национального праздника, а присваивать себе национальный праздник нельзя.

В РОССИИ

1 июня прошла встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с лидерами мусульманских общин РФ, в ходе которой глава МИД заявил, что отношения с исламским миром «входят в число внешнеполитических приоритетов России».

В России, отметил он, «уделяется повышенное внимание отношениям с исламским миром». «У нас общие задачи, наши отношения касаются вопросов межцивилизационного диалога, мы обсуждаем различные аспекты религиозного образования как в России, так и за рубежом и религиозного права соотечественников». Министр подчеркнул, что «отношения с исламским миром входят в число внешнеполитических приоритетов России». Это «подчеркивается недавними визитами президента России Владимира Путина в Катар, Саудовскую Аравию, Иорданию, Марокко и Алжир». «Россия хочет, чтобы отношения с исламским миром были системными и развивались последовательно», — указал Сергей Лавров.


Перспективы создания в России исламского инвестиционного банка обсуждались 14 июня на встрече вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина с делегацией, в состав которой входят представители политических и финансовых кругов Иордании, Бахрейна, Великобритании и Азербайджана.

«Идея создания инвестиционного исламского банка нуждается в тщательном обсуждении и анализе. В соответствии с действующим на территории нашей страны законодательством создание иностранных банковских групп или структур в обязательном порядке должно придерживаться норм действующих законов в финансовой сфере, а также согласовываться с Центробанком России», — подчеркнул А.Торшин.

Он также отметил, что российская сторона выступает за более расширенное сотрудничество и взаимовыгодные отношения с арабским миром, и добавил, что эти отношения в последние годы развиваются динамично.


Президент РФ Владимир Путин считает реальным увеличить торговый оборот с Малайзией до 2 млрд долларов. Об этом он заявил 19 июня на переговорах Кремле с премьер-министром этой страны Абдуллой Ахмадом Бадави. Президент Путин подчеркнул, что «в Москве (делегациям двух стран) удалось поговорить о многих вопросах с точки зрения международных дел, острых вопросах, представляющих взаимный интерес, а также наметить основные направления двустороннего сотрудничества».

С использованием interfax-religion.ru, kremlin.ru, itar-tass.com

Татарская топонимика Москвы

Как полагают специалисты по топонимике Москвы, с заимствованиями из тюркских языков связано появление следующих названий в столице: река Яуза (татар. «злая»), Китай-город, Арбат, Мансуровский пер., Измайлово, Басманные улицы («басма» — печать), Таганка, Черкизово, Татарово и Татаровская пойма в Крылатском (согласно духовной грамоте великого князя московского Василия Дмитриевича от 1417 года, село Крылатское принадлежало татарину — вероятно, выходцу из крымских татар) и др.

Тюрко-мусульманское наследие наглядно отражается в топографии Замоскворечья. Помимо совершенно очевидных названий, типа двух Татарских улиц и двух же Татарских переулков, упомянем лежащие неподалеку улицы Большую и Малую Ордынки. Обе они названы в память о дороге из Золотой Орды. Известны два урочища, располагавшиеся на одном уровне с двух сторон от Ордынки: Толмачи (Толмацкая слобода, в районе совр. Большого и Малого Толмачевских переулков), и Старые Толмачи (современный Старый Толмачевский переулок, выходящий на Татарскую слободу).

Названия некоторых ключевых узлов по Ордынской, или Коломенской дороге (современная железнодорожная ветка от Павелецкого вокзала) имеют тюркское происхождение: Бирюлево; Сабурово; река Чертановка — от слова «чуртан», или «чортан» (щука), и др. Так, по мнению современного исследователя топонимики Москвы Г.Смолицкой, обилие вариантов названия местности Чертаново — «верный признак того, что оно иноязычное и с трудом входило в русский язык». Продолжением Ордынской дороги является мост через Москву-реку в районе Балчуг (от татарского «мокрая грязь»), а далее дорога ведет в Кремль со стороны Ивановской (до революции — Царской, или же Сарской, от названия столицы Золотой Орды Сарай?!) площади, на которой до конца XIV в. располагался Ханский двор.

Со словом «Крымский» в Москве связано несколько топонимов (Крымский мост, вал, брод, луг, Крымская площадь, набережная, улица и проезд, тупик), все они названы по резиденции послов Крымского ханства.

Теплый Стан. Так же называлось село на территории Нижегородской обл., где было найдено большое число кладов золотоордынских монет (ныне — Сеченово). Впрочем, название «Теплые Станы» (так именуется эта местность, известная с XIV в., в разных источниках) могло также произойти либо от остановки ордынцев (послов или ханского войска) перед въездом в Москву, либо от поселения людей, обслуживавших дорогу в Орду (одно из ранних названий местности — Возцы).

ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА МИРА

Из истории татар Москвы

Историческая мечеть г. МоскваВ 1470-х–1480-х гг. происходит процесс распада Золотой Орды. Вопрос о том, куда переехали представители сарайских ханов в Москве из своего подворья в Кремле, остается открытым. Одним из предположительных мест называется следующее: в юго-восточном углу Китай-города (на углу, образованном Москворецкой набережной и Китайгородским проездом). Косвенно об этом свидетельствует церковь, называемая «Зачатия Св. Анны у Татарского подворья». Приводятся два варианта названия этой церкви: «Зачатия, что у Старого Татарского подворья», и «Зачатия Анны, что в Углу, у Татарских тюрем».

Действительно, Китай-город возник примерно в XIV веке в результате того, что в Кремле «стало тесно». Именно в Китай-городе находился Посольский двор — для послов западно-европейских государств.; с XV века здесь проживали купцы из Литовского княжества, здесь же находились Английское и Голштинское подворья. Возможно, Татарское подворье в углу Китай-города просуществовало лишь какое-то время, но церковь Зачатия Св. Анны успела застать этот период. Точная дата ее возведения неизвестна, но в 1493 году церковь уже существовала Следовательно, Татарское подворье было здесь до XVI века.

Активные контакты московских князей с татарскими ханами и мурзами приводили в том числе и к тому, что многие выходцы из татарских феодальных семей поселялись на Руси, получая себе в угодья земли в окрестностях Москвы. Выкупленный из казанского плена в 1446 году великий князь Василий II Темный привел с собой множество татарских вельмож с их войсками, наградил их землями и волостями, поставив в качестве «служилых людей». Как пишет историк Р. Ланда, «в Москве тогда, по словам противников князя, всюду слышна была татарская речь». Казанские и касимовские ханы не раз бывали и беженцами, и пленниками в Московском Кремле, и почетными гостями, получая «в кормление» от великих князей уделы вблизи Москвы (Кашира, Серпухов, Хотунь, Звенигород, Юрьев). К середине XVI века массовым среди москвичей стало распространение традиционного головного убора татар — тюбетейки (тафьи), при этом никто, кроме Церкви, не считал, что «чюже есть православным таковая носити», не расценивали новую моду как влияние «поганских обычаев» (процитированное в кавычках — определения Стоглава, церковно-земского собора 1551 года). Один из конфликтов митрополита Филиппа с царем Иваном Грозным возник из-за того, что какой-то опричник вошел в церковь в тюбетейке. Тафья царевича Дмитрия и сегодня доступна для обозрения — в Благовещенском соборе Кремля. Несмотря на противодействие Церкви, мода распространялась все сильнее: к концу века все бояре под меховыми шапками носили тюбетейки. Дворяне же подражали «туркам» (то есть, по-видимому, татарам) и в одежде, как отметил англичанин Дж. Флетчер.

В процессе распада Золотой Орды во второй половине XV века на ее территории образовалось несколько государств. Так как в течение еще одного столетия Московское княжество имело активные политические и торгово-экономические контакты с большинством из этих государств, следует предположить наличие в Москве посольств этих ханств. С другой стороны, ханы и беки обладали достаточным влиянием и богатством, чтобы позволить себе иметь в Москве свои, отдельные друг от друга, представительства.

В 1474 году в Москву прибыл посол от хана Большой Орды Ахмата, в сопровождении свиты в 600 человек, и 3 200 человек гостей. Посольство «царя Ахмата» располагалось там же, где чуть позже образовался Ногайский двор — на современной Зацепской площади в районе Павелецкого вокзала.

С начала XVI века упоминается за Москвою-рекой Крымский двор, или подворье, для приезжавших ежегодно послов из Крыма. Он сохранялся до 1785 года.

Тугра царя Михаила Федоровича на грамоте крымскому хану, 1620Крымские послы прибывали в Москву с запада, по Смоленской дороге. Их встречали на Поклонной горе, как это наглядно описано в «Сборнике русского исторического общества» в случае с посольством хана Менгли-Гирея (правил, с перерывами, в 1467–1514 гг.) в 1508 году: «И стрелъ ихъ Федоръ за Москвою рекою на Поклонной горе и ехалъ съ ними въ городъ до ихъ подворей». Название «Поклонная гора» должно означать, по мнению Г. Смолицкой, холм в окрестностях города для встречи «с приветом и поклоном» важных лиц и иностранных посольств.

Недалеко от Крымского двора было расположено Татарское кладбище, возникшее либо после появления Крымского посольства, либо, возможно, еще в ордынские времена.

В середине XVI века упоминается Ногайский двор, стоявший «за рекою Москвою». Там останавливались ногайские послы, и купцы, пригонявшие на продажу табуны коней. «Лета 7042 (1534 года) приходили гости ногаи с коньми, сорок тысящ лошядей пригоняли, и кони были дешевы». В 1551–1556 гг., по подсчетам А. Капеллера, на Ногайском дворе побывало 10 тысяч торговцев, пригнавших туда более 177 тысяч коней.

С лошадьми связана интересная деталь московского быта: в XIII–XIV вв. на москвичах лежала повинность содержать татарских коней, то есть обеспечивать их помещением и кормом. Р. Ланда считает, что «почти все прибывшие из Орды [татары] были отличными всадниками и воинами-багатурами», «для князей и церкви такие специалисты военного дела были находкой». «Конная обязанность» была актуальна в Москве еще и в XVI веке, что было связано с активным участием татарских конных отрядов в войнах России. От этой повинности освобождались лишь некоторые категории москвичей, например, «митрополичьи горожане», про которых специально оговаривалось: «…и татарских у них коней не ставят». В этом свете логичным выглядит утверждение о том, что любые конные дворы в Москве до XVI века включительно так или иначе были связаны с татарскими поселениями.

Ногайский двор находился «между Конной площадью и Кожевниками на Зацепе», где сейчас располагается Павелецкий вокзал, так что не исключено, что и сам путь, по которому ногайцы появлялись в Москве, во многом повторяется современной железной дорогой Саратов — Павелецкий вокзал.

Первое упоминание о Татарской слободе в документах относится к 1619 году, хотя ее возникновение следует отнести к XV–XVI вв. По-видимому, его появление должно быть напрямую увязано с существованием Ногайского двора и Конного базара. Татарскую слободу можно рассматривать и как чисто демографическое продолжение Ногайского двора, и как поселение обслуживающих базар торговцев, переводчиков, ремесленников и т.д. Татарская слобода просуществовала до начала ХХ века, и до сих пор в Москве сохранились зримые памятники (мечеть, дом Асадуллаева) и наследие топонимики этого «мусульманского квартала».

В XVI веке, как и в XIV–XV вв., в Москве «по-прежнему были заметны ордынцы» — то есть татары из Золотой Орды и их потомки, и татары из ханств и их потомки; «многие из них оставили заметный след в истории города». К этому периоду в среде московских мусульман сложились три социальные группы: представители феодальной знати, христианизированные в основном к концу века; зависимые люди, также подвергшиеся сильной ассимиляции; и, наконец, переводчики и толмачи, жившие компактно в собственных домах в Татарской слободе, в наибольшей степени сохранившие национальную самобытность.

Дамир Хайртединов

ТЕМА НОМЕРА

Казанский Кремль взят: презентация Издательского дома «Медина»

14 июня 2007 года в Казанском Кремле состоялось историческое событие: презентация Издательского дома «Медина» (Нижний Новгород). Ее организовали Институт истории АН РТ, Всемирный конгресс татар, Российский исламский университет, Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ и Фонд имени имама Абу-Ханифы. Ведущим встречи выступил советник президента РТ Рафаэль Хакимов.

«15 лет религиозной свободы мусульмане использовали для того, чтобы восстановить прежде всего мечети, — констатировал директор ИД “Медина”, ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов. — И при этом оказалось, что риторические заклинания о ценностях традиционного Ислама в его ханафитской форме не подкреплены никакими книгами. В результате в сфере акыды первенство взяли все, кроме ханафитов: салафиты, ваххабиты, суфии разных направлений и религиозно-политические партии типа “Хизб-ут-Тахрир”. Так пора вкладывать деньги не в кирпичи, а в мозги! Духовное управление мусульман Нижегородской области и Издательский дом “Медина” ведут работу с ведущими исламскими научными центрами нашей страны. Наши книги — это не только плод работы нижегородских ученых и имамов, а ученых из Казани, Москвы, Петербурга, Ярославля, Дагестана, Узбекистана, а также других городов нашей страны и зарубежья.

Мы рады сообщить, что наша газета “Медина аль-Ислам” теперь будет еженедельной, ибо получила грант Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, председателем попечительского совета которого является Евгений Примаков. Идет наполнение нового общероссийского сайта ИсламРФ.Ру — подчеркну, что мы ни в газетах, ни на сайтах не пользуемся перепечатками чужих материалов, но предлагаем только эксклюзив, только творческую работу.

К сожалению, Россия побила мировой рекорд по числу “муфтиятов” — их, кажется, более шестидесяти. И многие негативные явления в обществе — плод невежества. Уже 20 лет назад надо было вести ту просветительскую, научную и издательскую работу, которая реально возродила бы традиции Ислама в России. Все ждали в Казани, что “Свет придет с Востока” — но он, как видите, пришел с Запада, из Нижнего Новгорода. Следующие презентации наших книг пройдут в Доме журналиста в Москве и в Палате лордов в Лондоне».

Представляя разные издания и обсуждая связанную с ними проблематику, выступили профессор Айдар Хабутдинов, автор монографии о Марджани Айдар Юзеев, историк Ильшат Гимадеев (все трое из Казани), историк Ольга Сенюткина (Н. Новгород), культуролог Джаннат Маркус (Москва).

Самым острым оказалось выступление московского этнолога Дамира Хайретдинова: «Почему следует заниматься именно ханафитским Исламом? Это наиболее приемлемая идеология, традиционная, толерантная, и в то же время крайне гибкая. В любом случае, “евроислама”, по крайней мере, в российском мусульманстве — не существует. Ведь у нас общество не европейское: у нас нет механизма ротации кадров. В Московском кремле уже давно нет Горбачева, похоронили Ельцина, Путин дорабатывает последний срок — а в Казанском кремле как сидел Шаймиев, так и сидит. Я с огромным уважением отношусь к Минтимеру Шариповичу — но это другой вопрос. Что было актуально лет 15 тому назад — суверенитет, Договор и т.д. — сегодня уже не работает. Нужны новые кадры для выработки новых идеологий, а их нет.

В умме ситуация еще хуже. Талгат-хазрат уже более 20 лет возглавляет ДУМ, и на все вопросы по этому поводу отвечает, как в анекдоте: “Не дождетесь!”. Конечно, пусть Аллах даст ему долгой жизни, но ротация руководства должна осуществляться независимо от этого. В свое время несменяемость руководства привела к распаду ДУМЕС, когда молодые имамы не смогли иначе реализовать себя. Сегодня такая ситуация может повториться многократно по всей стране, поскольку механизма ротации так и не создано — нигде, ни в одном ДУМ. Должен объявить также, что руководство ДУМ Татарстана приняло вчера решение не допускать книг ИД “Медина” в свою сеть распространения».

И действительно, ни одного представителя ДУМ РТ на встрече в Институте истории АН РТ не было. Намеченное ранее выступление председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Рината Закирова не состоялось, но он прислал своего заместителя.

Завершая презентацию, Рафаэль Хакимов сказал:

«Плодотворная деятельность ИД “Медина” — это важный урок и для Казани. А относительно “ероислама” я убежден, что он есть. И сам Дамир Хайретдинов выступал как истинный европеец. Главное, в чем я убежден, со мной согласятся все: пока существует критическая мысль, Ислам жив!», — завершил встречу советник президента Рафаэль Хакимов.

Мнения

Советник Президента Республики Татарстан, директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов:

— Мы считаем очень важным, что в России возникают различные центры, занимающиеся изданием литературы об Исламе, не только газет и журналов, но и солидных книг, которые становятся явлением. Нижний Новгород — хороший урок для всех! Мы намерены в дальнейшем сотрудничать.


Председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ Ринат Набиев:

— Деятельность нижегородцев важна как с точки зрения изучения истории Ислама в России, так и для возрождения некоторых исламских институтов в современных условиях. Например, когда встал вопрос о восстановлении вакуфного имущества, мы вместе провели серию семинаров и конференций.


Ректор РИУ Рафик Мухаметшин:

— Хотя мусульманские учебные заведения в новейшей истории России существуют с 1988 года, до сих пор по многим учебным дисциплинам учебники отсутствуют. Не издавая учебников, выстроить систему мусульманского религиозного образования невозможно! Поэтому деятельность нижегородского издательского дома особенно актуальна. Серия «Ханафитский фикх» должна быть у каждого преподавателя и шакирда.

О происхождении фамилий

Поговорка «Поскреби русского — найдешь татарина», во многом соответствует действительности, поскольку по многочисленным исследованиям историков и этнографов многие русские фамилии и прозвища явно имеют под собой тюркскую основу. Однако на эту тему уже существует несколько известных работ, в которых описано происхождение древних дворянских фамилий. В данной же рубрике мы хотим уделить внимание современному обществу, среди видных представителей которого оказывается также немало фамилий, объяснить значение которых можно лишь при помощи восточных языков.

Абдулов = от араб. и тат. имени Абдуллах (раб Божий)

Бабаков = от тат. бай (богатый) + араб. и тат. бек (правитель); в подтверждение тюркского происхождения этой фамилии можно привести наличие таких фамилий, как Байбаков, Байбеков и др.

Бабурин = от тат. имени Бабур (имя одного из могольских ханов)

Баталов = от араб. и тат. баттал (герой)

Батурин = от тат. батыр (герой, удалец)

Башлачев = от тат. башлаучы (тот, кто начинает)

Караганов = от тат. кара (черный) + хан (правитель)

Кара-Мурза = от тат. кара (черный) + мурза (представитель высшей знати)

Караченцев = от тат. карачы (дозорный)

Кураев = от тат. курай (флейта, дудка)

Маликов = от араб. и тат. малик (царь, король)

Мамаев = от тат. имени Мамай

Мединский = от араб. и тат. медина (назв. города)

Рахманинов = от араб. и тат. рахман (милостивый); это слово является как именем Аллаха, так и обычным прилагательным.

Русланова = от тат. имени Руслан

Сокуров = от тат. сукыр (незрячий)

Таривердиев = от тат. (Бог) + берде (дал)

Тарковский = от даг. Тарки (название города Тарки)

Татарский = от слова татар

Турсунов = от тат. торсын (пусть живет)

Хабибуллин = от араб. и тат. хабиб (любимец) + Аллах (Бог)

Чурикова = от тат. чура (сильный воин)

Шарапов = от араб. и тат. шараф (честь, достоинство)

Якубович = от араб. имени Йа’куб

Якушев = от тат. якшы

КАЛЕЙДОСКОП

Мещерский Юрт и битва на реке Пьяне 1377 года

Мещерский Юрт (Мещерский улус) ― государственное (автономное) образование в составе Золотой Орды на бывших буртасско-маджарских землях, история которого практически не изучена. Столицей Мещерского Юрта был г. Мухша (Наровчат) на территории современной Мордовии. Считается, что самостоятельный удел основал в Мещере выходец из Золотой Орды «князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын» в 1298 году, который положил начало Мещерской княжеской династии; с его именем связывалось появление города Сараклыча. В 1361 году, в эпоху царившей в Золотой Орде смуты, князь Секиз-бей (предположительно бывший правителем Азова, захваченного Мамаем) «обрывся рвом» и осел на реке Пьяне. Параллельно с ним действует еще один выходец из центральной части Орды: некий князь Тагай, пришедший в Наровчат из Бездежа, со своим отрядом захватил власть в Мещерском Юрте. Таким образом Мещерский Юрт переживает дробление, хотя доминирующую роль пока по-прежнему играет город Мухша — он чеканит свою монету, значительно увеличивается в размерах, застраивается кирпичными и белокаменными зданиями. В 1377 году Наровчат захвачен царевичем Араб-шахом, свергнутым с престола Золотой Орды, который затем напал на Нижний Новгород и Рязань.

В 1376 году Нижегородский великий князь Дмитрий Константинович вместе с Московским великим княжеством предпринимает акцию против Булгара, в ходе которой удается взять у Булгара дань, но ее львиная доля достается Москве. В ходе той операции русским удается сделать беспрецедентное дело — поставить в Булгаре своего «даругу» (налогового инспектора) и таможенника. В другой ситуации это, может быть, и было бы хорошо для Нижнего Новгорода, однако в той конкретной ситуации плодами воспользовалась Москва.

Мамай, связанный с Булгаром, мстит страшно. Он насылает на Нижний Араб-шаха (в русских летописях — Арапша), который в союзе с мордвой нападает на пьяных московских воинов, которых возглавлял сын Дмитрия Константиновича княжич Иван, ставших станом на реке Пьяне, «аке в бане растрепахуся». Поджидая Араб-шаха, ратники расположились у реки Пьяны, занимаясь охотой, выпивкой, купанием. Пример подавал сам княжич Иван, пировавший с боярами. Тем временем Араб-шах скрытно подошел к русскому лагерю и 2 августа 1377 года неожиданно атаковал разомлевших воинов. Ратники в смятении бросились к реке. Княжич Иван утонул при переправе вместе с большинством воинов, другие были перебиты на берегу. О битве при Пьяне сохранилась народная поговорка: «за Пьяною все люди пьяны». Как уж так получилось, что и река Пьяна, и воины напились, — неизвестно. Есть соблазн думать, что так назвали реку после битвы, но это не так. Одержав победу, Араб-шах напал на Рязанское и Нижегородское княжества. Дмитрий Нижегородский бежал. Араб-шах явился в Нижний, и жестоко разорил город. Только после этого Дмитрий Нижегородский понял, что дружба с Москвой, которая желала только ослабления своих соперников, завела его слишком далеко. Он переметнулся к Орде.

В связи со стратегическим значением Мещеры русские князья уже в то время начали целенаправленно укреплять этот регион городами, засеками и забоями, создавая из нее буфер между Русью и собственно Золотой Ордой.

В XV–XVI вв. г. Мухша приходит в запустение; еще раньше, в конце XIV века, татары оставили г. Сараклыч. Понятие «Мещерский Юрт» с этого времени переносится на Касимовское ханство. Таким образом Мещерский Юрт не пропал бесследно — несмотря на всю дискуссионность темы, нет сомнений в том, что именно это государственное образование послужило отправной точкой в создании Касимовского ханства в середине XV века.

Наши земляки

Среди наших земляков — татар-выходцев из Нижегородчины — много людей, чьи славные имена вошли в историю. Это ученые и учителя, врачи и деятели культуры, государственные и общественные деятели, военнослужащие и спортсмены. Их имена зачастую известны далеко за пределами области. На страницах нашей газеты мы будем знакомить вас, уважаемые читатели, с биографиями наших выдающихся земляков.

Аббасов Абдулихат Умарович
(1929–1996)

Родился в с. Новый Мочалей Пильнинского района в семье крестьянина.

В 1946 году поступил в Ленинградскую школу юнг им. С. Кирова, по окончании которой был направлен в Ленинградское военно-морское подготовительное училище для получения среднего образования. В 1950 году поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания. Военная карьера Аббасова связана с Северным флотом: он был командиром минно-торпедной части дизельной подлодки, помощником командира лодки, старшим помощником, старшим помощником командира атомной подводной лодки. С 1962 года был командиром атомной подводной лодки.

В 1981 году за успешное выполнение боевого задания капитану 1 ранга А. Аббасову было присвоено звание Героя Советского Союза, в 1983 году он стал контр-адмиралом. В 1983–1988 гг. — начальник отдела боевой подготовки ВМФ СССР.

Похоронен в Москве.

Русские слова тюркского и арабского происхождения

Многие из нас каждый день употребляют в своей речи слова, которые настолько прочно вошли в обиход, что кажутся нам обычными русскими словами. И невдомек нам, что происхождение этих слов самым тесным образом связано с нашим родным татарским языком. в этой рубрике мы будем публиковать такие слова, стараясь показать каким образом и от каких слов они происходят.

Айда = от тат. айдя (пойдем)

Акация = от тат.-миш. агац (дерево)

Башка = от тат. баш (голова)

Белиберда = от тат. белми (не знает) + берде (ничего); так говорят про человека, который говорит не зная, т.е. несет околесицу.

Богатырь = от монг. баhадур (герой, воин); если в русском языке звук [h] превратился в [г], то в татарском - он выпал, в результате чего это слово читается как батыр.

Деньги = от тат. тенке (назв. денежной единицы); в других тюркских языках это слово произносят по-другому - тенге.

Диван = от араб. и тат. диwан [ديوان] (место собраний); такие собрания проводились в комфортных условиях на невысоких кроватях, обложенных мягкими подушками, в связи с чем на них и перешло это название.

Друг = от монг. даруга (таможенный чиновник); человек, занимавший эту должность, ведал приемом русских князей.

Кайф = от ар. и тат. кяйф [كيف] (удовольствие)

Карандаш = от тат. кара (черный) + таш (камень)

Караул = от тат. караулы (смотрящий), образованного от глагола кары (смотрит) + суфф. …лы

Колбаса = от тат. кул (рука) + баса (давит); именно таким образом в татарских семьях изготовляли конскую колбасу – казы.

Кулак = от тат. кул (рука)

Кусок = от тат. кисек; то, что слово «кусок» образовано от тат. слова подтверждается тем, что «куском» называют «ту часть, которую отрезали», а тат. кисек образовано от глаг. кисерге, означающего «резать». Что касается русского глагола «кусать», то вероятно он также произошел от тат. глаг., поскольку известно, что русские слова заимствовались татарами лишь после присоединения к Руси, да и то ближе к нашему времени, а глагол кисерге используется в тат. яз. с древности.

Кыш (восклицание) = от тат. кош (птица); как известно, данное восклицание как правило употребляется по отношению к птицам.

Магазин = от ар. и тат. махзин [مخزن] (склад)

Пища = от тат. пеще (готовится (о еде)

Ткач = от тат. тукуче

Товарищ = от тур. довар (приятель)

Тьма, темень, туман = от монг. тумен (тысяча); несколько таких отрядов воинов затмевало собой весь горизонт, в связи с чем от него и образовалось несколько слов со сходным значением.

Ура = от тат. ура (победит); раньше перед сражением воины выстраивались перед ханом и с кличем «он победит» - «ура», бросались на противника.

Храм = от ар. и тат. харам [حرم] (священное место); ар. слово харам имеет несколько значений от «запретного» до «священного», а главная святыня Ислама – мечеть в Мекке по-арабски так и называется – харам, в смысле «святыня».

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!