На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Чембилей (Чумбэли)

Чембилей (Чумбэли) – одно из самых красивых названий татарских селений нашего края. Оно соответствует живописной местности с неоглядными просторами полей, огромными озерами, легендарными марами. Я уже не говорю о людях – трудолюбивых и скромных тружениках, удалых борцах, замечательных учителях, которых знаю не понаслышке. Разговор об истории села следует традиционно начать с вопроса о его названии. Естественно, вопрос об истории села не сводится только к его названию. У любителей истории села масса непростых вопросов – ведь в Чембилеях самые просвещенные краеведы. Им помогает в работе известный в крае народный музей, во главе которого стоит Вядут Ходжинович Шиапов.

Я осмелюсь высказать свои соображения по названию села и в связи с этим о некоторых событиях, происшедших в далеком прошлом.

Название села обычно объясняют мордовской топонимикой. В доказательство этого приводится факт совпадения татарского звучания с мордовской этимологией, названием мордовских селений с окончанием “лей” - Симбилей, Сарлей, Тарталей, Букалей. “Лей” на эрзянском языке означает реку. Название Чембилей выводится из сочетания двух слов: “чембуло” и “лей” – болото и река. Подобное объяснение не имеет достаточного основания – здесь ни болота, ни реки нет.

Авторы книги “История исламских общин Нижегородской области”, поддерживая эту версию, выдвигают еще одну – о перенесенном названии “Симбилей”, о переселении чембилеевцев из дальнеконстантиновских мест. На первый план авторы выдвигают эти версии, пытаясь подтвердить ничем не обоснованный вывод о принадлежности этих мест мордве. Замечу, что здесь не обнаружено никаких историко-археологических памятников мордовской принадлежности.

Есть две версии тюркского происхождения топонима Чембилей. Обе они связаны с историей возникновения села. Одну из них предлагает известный исследователь культуры народов Среднего Поволжья Р.Г.Ахметьянов, побывавший дважды в нашем крае в конце 60-х гг.

Эта версия основывается на слове “чой-чуй”, означающем “прочертить, обозначить межу, провести первую борозду, как знак того, что она занята”. Согласно этой версии, Чембилей образован из сочетания слова “чой-чуй” и собственного имени Вяли – “чой, Вяли”. Но следует заметить, что корневые слова “чой” (мишарские – “цю”) и “чум” не совпадают по смыслу. Версия привлекательна тем, что отражает исторический факт – наши предки в течение нескольких веков здесь поднимали целину. Трудно даже представить, сколько энергии нужно было затратить, чтобы иметь сегодняшние неоглядные поля.

С историей освоения целинных земель связаны слова “кайырт”, “ляка”, “цыбык”, употребляемые только сергачскими татарами. Паллас и Лепехин еще в конце XVIII века видели в Степи целинные участки. Об этом сообщается в статье Р.Г.Ахметьянова.

У жителей села это предание звучит несколько по-другому, хотя также связано с именем Вяли. Вяли якобы случайно вышел на свободные земли. Затем привел товарищей, которым местность очень понравилась и его назвали “чын Вяли” – “настоящий Вяли”. В его честь и селение стало называться “Чинбали” (так писалось название селения в некоторых документах XVIII-XIX вв.). Было ли Вяли собственным или нарицательным именем – вопрос остается открытым. Имя Вяли – не совсем характерное имя для татар Степи XVII в.

Вот имена понятых, участвовавших при отделе земель татарам Медяны: Мамай Мамешев, Аскил Опаев (Ключище), Мамоделей Актуков, Етбухта Разбохтежев, Нуралейка Агишев (Актуково), Якуш Чекашев, Смолья Акбердеев, Нуралей Агишев (Чембилей). Имена еще немусульманские. А знатоки ислама видимо уже были. Вяли – арабское слово, означающее хозяин, владелец, покровитель, святой. Вполне возможное объяснение смысла названия – истинный хозяин, владелец, потому и святой.

Это вполне вероятный факт – расселение татар в начале XVII в. происходит хаотично, в порядке вольной колонизации. В эпоху Смуты многое творилось бесконтрольно.

Следует заметить, что предание о Борисове, деревне между Чембилеем и Рыбушкиным, не противоречит версии о “чын Вяли”: удачная находка для поселения и переселения составляли проблему для некоторых деревень (в частности, Актуково, Ключище).

С Чембилеем связан ряд исторических событий, происшедших в Степи. Через Чембилеевские места проходило войско Ивана Грозного на Казань. Как указано в Царственной книге, десятый стан (место стоянки) был на речке Медянке. П.И.Мельников-Печерский уточняет местоположение стана, пишет, что он находился между Медяной и Чембилеем (вернее в местах, где позже образовались эти селения). К сожалению, подробности не сообщаются. Остается неизвестным, где находился стан, были ли здесь селения. В частности не совсем понятно отклонение от прямого пути на Суру – ведь 10-й стан был в районе Гагина – Ветошкина, а одиннадцатый на речке Мяне, которая впадает в Суру выше Мурзиц. Зигзаги в маршруте можно понять, если учесть, что во время похода на Казань Иван Грозный покорял татар, совершая при этом обряд крещения, включал их в состав войска, как это было с Бахметкой в татарской деревне Пара. Так было на всех станах, начиная с далеких арзамасских мест (с Сакон), кончая Мурзицей, где по преданию Иван Грозный приказал закопать непокорного мурзу. Возможно, что в Татарской Степи тоже были зажития, зимницы – ведь и Степь была татарской в течение многих предшествующих веков. Эта история Татарской Степи ждет своего освещения.

Официальных данных о времени образования села нет. Судя по преданиям, история возникновения Чембилей связана с историей Уразовки и других селений бассейна Пары – это примерно 1607-1608 гг., когда Ураз, Актук и др. основатели селений получили право свободного проезда в целях выбора места для поселения.

Неизвестно, застали ли первопоселенцы времена, когда мары использовались в военных целях. На их вершинах обычно постоянно дежурили сторожа – мещерские казаки, которые с помощью факелов или других средств предупреждали о приближении ногайских орд и кочевий. Была установлена сторожевая линия от Пьяны на Алатырь. С ней была связана татарская военная дорога – сакма, проходившая через Трез-Озерки-Карга и далее она соединялась с русской военно-полевой дорогой Курмыш-Вад. По этой линии сведения об угрозе передавались в Арзамас и Н.Новгород. Возможно, что от сторожей того времени остались какие-то следы, на марах или у их оснований, потому что службу несли не в одиночку, а семьями, служилым татарам помогали братья, племянники, подсуседники, захребетники, составлявшие станицу. По некоторым сведениям эти станичные мурзы в 1655 г. были переведены в Корсунь, куда несколько раньше (в 1647 г.) были переселены курмышские татары в количестве 490 чел.

Татары Чембилея, как и татары других селений были участниками крупного сражения с ногайцами в 1612 г. Оно произошло в районе дер.Чукалы, в Запьянье. Решающую роль сыграли татары, предводителями которых выступили Баюш Розгильдеев (с Мяны) и Ямаш Мангушев (с. Мангушево). В этом бою было убито и потоплено до 500 ногайцев, отбито у них до 7 тыс. пленных. В 1614 г. ногайцы были разбиты у Алатыря, не допущены к Арзамасу.

Учитывая заслуги в этих сражениях, алатырские татары, в т.ч. и переведенные из арзамасских мест, в 1618 г. были пожалованы царской грамотой, переведены в разряд служилых татар (со всеми причитающимися льготами), за ними закреплены земли

Таковы некоторые соображения по первоначальной истории Чембилея.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!