На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: 10-01-06 Учить жизни — строить будущее

Окончание четверти, подготовка к новогоднему празднику, бесконечная очередь учителей и учеников в кабинет директора, и на каждого находится свободная минутка, внимание, приветливая улыбка и искренняя готовность разобраться, помочь…В такой обстановке застали мы директора лингвистической гимназии № 67 города Нижнего Новгорода Эльвиру Сунгатовну Казакову.

За те 17 лет, которые Эльвира Сунгатовна возглавляет гимназию, школа добилась очень высоких результатов. Так, в этом году — в год своего 70-летия — гимназия получила штандарт мэра «Лучшая школа г. Нижнего Новгорода». Однако главный показатель высокого качества школьного образования — это достижения учеников и преданность учителей своему делу. В 67-ой гимназии работают представители сразу нескольких учительских династий, в том числе представительница трехсотлетней династии учителей — директор школы Эльвира Сунгатовна Казакова.

— Эльвира Сунгатовна, расскажите, пожалуйста, о вашей знаменитой учительской династии.

— Я уже не раз об этом рассказывала, и с удовольствием расскажу снова, потому что искренне горжусь своими предками. Мой отец Сунгат Сибагатович Рахимов родился под Казанью в 1923 году. Один из его братьев Баки Рахимов был посмертно награжден орденом Героя Советского Союза. А в музее народов Востока висит портрет моей бабушки, папиной мамы, Рабиги-ханум «Мать героя», написанный кистью ее родного брата, основоположника татарской живописи Баки Урманче.

Рабига-ханум не была учительницей, она была женой имама, абыстай, и, естественно, учила детей, была очень образованной, знала много языков. А другая моя бабушка, Хасибя Аглиевна Музыкова, приехала сюда восемнадцатилетней девушкой в 1920 году и стала работать в татарских национальных школах, в Сормовской школе на ул. Баррикад. Там она преподавала латынь (тогда татарская пропись была на латыни), русский и татарский языки детям из татарских семей, вела театральную группу на татарском языке.

У бабушки было трое детей. Ее очень хорошо помнят в Нижнем Новгороде. Случается, что ко мне приходят бабушки и прабабушки моих учеников и говорят: «А ваша бабушка нас учила». Она тоже знала очень много языков: фарси, древний урдо, училась, видимо, в одной из казанских гимназий. У нее было три дочери. Две из них — Зинаида и Искра (моя мама) — пошли по ее стопам, стали преподавать.

Зинаида Константиновна проработала в нашей школе с 1953-го до 1979 года учителем немецкого языка. Моя мама тоже преподавала немецкий в 88-й и 82-й школах в Сормове. Обе дочери Зинаиды Константиновны работают в системе образования.

Я сама учительница английского и немецкого языков. Вот уже 18-й год работаю директором школы.

Мой муж, кстати, тоже из династии преподавателей. Мой свекор Геннадий Иванович Казаков закончил педагогический институт, работал преподавателем истории. У него две сестры учительницы.

— А ваши дети? Они тоже продолжили эту уже практически многовековую традицию?

— У меня две взрослые дочери: Ирина и Марина. Обе закончили Нижегородский лингвистический университет. Ирина училась в Калифорнийском университете, работала в Париже, преподавала английский в Нижегородском университете, сегодня живет в Брюсселе. Ее муж (кстати, мой бывший ученик) работает в Брюссельском университете, она сама собирается работать там в школе. У них уже двое детей.

Моя младшая дочь работает редактором корпоративной газеты. Обе говорят, что с удовольствием бы преподавали, если бы учителя в нашей стране получали достойную зарплату…

— От души желаю всем нам, чтобы эти времена настали в самом ближайшем будущем и искренне восхищаюсь той самоотдачей, с которой работают учителя в сегодняшних нелегких условиях, достигая высочайших результатов. Расскажите, пожалуйста, чем живет сегодня ваша школа?

— Мы имеем все основания гордиться тем, чего достигли в этом году наши ученики. И среди достижений не только золотые медали и победы в олимпиадах. Наша киностудия «Кадр» стала победителем проходившего в декабре Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Завоевали приз Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) за фильм «Научись понимать сердцем» и приз Верховного комиссара ООН по делам беженцев за фильм «В поисках лучшей жизни» на третьем кинофестивале-конкурсе «Права беженцев». Киностудия «Кадр» также получила грамоту от избирательной комиссии Нижегородской области за два фильма в рамках конкурса непрофессиональной социальной рекламы «Тебе судьбу свою вершить».

— Помимо столь активно работающей и уже знаменитой киностудии есть ли в гимназии другие проекты, направленные на воспитание гражданского самосознания среди учащихся?

— На самом деле воспитание гражданской активности и патриотизма — не единственная цель работы киностудии. Мы даем детям возможность самовыразиться, высказаться на самые болезненные для современности темы и тем самым помочь себе и своим товарищам разобраться в порой очень непростых вопросах. Мы с вами живем в очень многонациональной стране. Судьбы и народы здесь крепко переплетены. Наша киностудия «Кадр» думает о толерантности, о том, как жить в современном мире.

В последнее время активизируется неофашистское движение. Если ты видишь будущее своих детей в демократическом государстве, ты не можешь спокойно смотреть на нацистскую свастику на стенах домов, должен воспитывать детей в уважении к любой национальности и вере. Воспитанием детей в уважении и любви к традициям соседей мы занимаемся на уроках по гражданскому образованию, во время занятий клуба интернациональной дружбы.

— Очень интересно. Думала, что такие клубы остались в советском прошлом. Между тем сегодня они, пожалуй, нужнее, чем тогда. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь с детьми в этом клубе?

— Клуб живет очень активной жизнью. За последние 10 лет 15 иностранных студентов закончили 11-й класс нашей гимназии. Среди них были ребята из США, Бразилии, Австрии, Германии, Норвегии, Бельгии, других стран. Они рассказывали нашим ребятам об обычаях и традициях своих стран, жили в семьях наших учеников. Наши школьники тоже ездили за рубеж по разным обменным программам.

В мае клуб провел телемост с казанской 31-й школой, посвященный 1000-летию Казани и 60-летию Победы. Казанские ребята рассказывали о татарских национальных традициях, пели, танцевали, а здесь наши ребята демонстрировали русские национальные традиции. Интересно, кстати, получилось: в Нижнем Новгороде директор школы — татарка, а в Казани — русская.

Мы мечтаем о создании летнего языкового лагеря, где будет не только английский язык, но и французский, немецкий, итальянский и, может быть, арабский. Ребята смогли бы лучше узнать друг друга, традиции разных народов России. Мы уже обсуждали с Умар-хазратом возможность создания совместного проекта, верю, что в ближайшее время реализуем эти планы.

Вообще межнациональный диалог сегодня, действительно, очень важен. Как сказала мне недавно директор одной школы в Канавинском районе, скоро учителям нужны будут переводчики с азербайджанского, узбекского и других языков. В связи с ростом числа приезжих из этих регионов мы в школах должны приложить максимум усилий, чтобы помочь детям из этих семей адаптироваться. Вот здесь особенно пригодятся подобные проекты, направленные на укрепление интернациональной дружбы.

— А как быть с межрелигиозным диалогом? Как вы относитесь к введению в школах религиозного образования?

— Я к этому отношусь положительно. Изучение истории мировых религий — это совершенно нормально. Этот предмет у нас изучают ребята, которые, учась в 10-м и 11-м классах, проходят программу первого курса Нижегородского лингвистического университета. На мой взгляд, основы мировых религий должен знать каждый образованный человек. Если Коран — последняя книга, это не значит, что человек не должен знать предыдущие писания.

Но вот просто преподавать Православие или пропагандировать любую другую религию в светском, муниципальном образовательном учреждении нельзя. Школа — светское учреждение, и любой разговор на религиозную тему недопустим.

Когда я в 1998/99 учебном году по программе «Партнерство в образовании» преподавала предмет «Россия» в Brawley Middle School (Северная Королина, США), был такой случай: я рассказывала детям про град Китеж и показывала репродукцию картины Ильи Глазунова, на которой были изображены озеро Светлояр, русская икона и православный храм. Я мусульманка, но я не говорила об этом. Один из родителей позвонил директору школы и пожаловался, что русская учительница пропагандирует православие. Директор вызвала меня к себе, я объяснила ей ситуацию и сказала: «Ты знаешь, я выросла в мусульманской семье, поэтому по определению не могу пропагандировать православную культуру. Я просто рассказывала об истории своей страны, а она связана с православной культурой».

Среди учеников могут оказаться и мусульмане, и атеисты, и дети из семей, придерживающихся других вероисповеданий. И здесь мы не должны ранить чьи-либо чувства. Есть две вещи, которые очень больно ранят, — это унижение по национальному признаку и по религиозной принадлежности. К этому нужно подходить очень осторожно. Мне очень хочется, чтобы дети понимали, что террористов нельзя ассоциировать с какой-либо национальностью или вероисповеданием, и мы говорим об этом детям в нашем интернациональном клубе.

У нас интернациональная семья, но несмотря на то, что мама моего папы всегда была очень верующая, ходила в хиджабе, совершала намаз и приучала к этому внуков, она не была против того, что ее сыновья женились на представительницах других народов, и всегда говорила, что Бог один, и всем надо жить в мире, тем более в нашей большой многонациональной стране.

Беседовала Алия Мухарирова

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!