На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: На благо родного народа

Фирдаус ВагаповаГостем «Чайханы» в этом номере стала кандидат филологических наук, доцент кафедры международно-политических коммуникаций и страноведения Факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, директор программы «Исламские исследования» председатель татарского культурно-просветительского центра Нижнего Новгорода «Якташлар» («Земляки») Фирдаус Вагапова.

— С нового учебного года в рамках целевой программы на отделении регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Ло­ба­чевского будут выделены места для абитуриентов, направляемых Советом муфтиев России. Как вы, доцент ННГУ, относитесь к такой инициативе президента?

— Во-первых, это большая честь для Нижнего Новгорода и нашего университета. Далеко не у всех вузов будет такая возможность. Нижний Новгород — третий после Москвы и Санкт-Петербурга город, где будут обучаться ребята-мусульмане. Рада, что государственные структуры созрели до мысли, что страна нуждается в подготовке специалистов по Исламу.

Россиянин, исповедующий Ислам, получивший образование в своей стране, знающий все о традициях своего народа и российских мусульман, — на мой взгляд, лучшая кандидатура на пост советника по вопросам межрелигиозных отношений, дипломата в страны Востока и на другие высокие посты.

С другой стороны, очень радует тот факт, что возрождается прерванная в советские годы преемственность образовательного процесса, которая у татар-мусульман России идет с древних времен: татарские просветители были известны России уже в XVIII веке. Надеюсь, выпускники нашего факультета будут достойными продолжателями этих традиций.

— Представители Русской Православной церкви, как вы, наверное, слышали, не очень хорошо восприняли эту новость. Некоторые священнослужители потребовали выделения бюджетных мест и для христиан. Как вы могли бы это прокомментировать?

— Российское государство отделено от религии. Соответственно, светское образование отделено от религиозного. Речь идет не о подготовке имамов на государственные средства, а о воспитании грамотных дипломатов, государственных советников. Страна сегодня остро нуждается в подобных специалистах, поэтому и будет готовить их для себя в государственном вузе. По-моему, это очень логично.

Если бы речь шла о подготовке имамов, тогда недовольство представителей Православной церкви было бы понятно, но вопрос так не стоит. Слава Всевышнему, Совет муфтиев России, ДУМНО и духовные управления других регионов готовят достаточно проповедников и имамов. Взять хотя бы наше нижегородское медресе, оно одно в состоянии обеспечить нижегородские мечети имамами и муадзинами, мактабы — преподавателями основ Ислама.

Фирдаус Габдуллазяновна ВагаповаВ отличие, например, от программы исламских исследований целевая программа даст России не просто грамотных исламоведов, а специалистов-мусульман. В этом ценность этой программы. Думаю, никто не станет спорить, что советник или дипломат, который может поприветствовать гостей из мусульманских стран словами «Ас-саламу алейкум ва рахмату-л-лахи ва баракату-х!», встать с ними на намаз и просто знающий Ислам изнутри, более ценен для государства и сможет принести ему больше пользы, чем просто грамотный востоковед.

Кстати, в педагогическом университете существует теологический факультет, и он как раз готовит специалистов в области христианского богословия. На факультете работают высококвалифицированные преподаватели, в институте хорошая база, поэтому, думаю, у представителей Православной церкви нет поводов считать себя в чем-то обделенными.

— Вы упомянули о программе исламских исследований. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

— Программа «Исламские ис­следования» уже шесть лет ра­ботает в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Ло­бачевского — сначала на историческом факультете, потом — на факультете международных отношений. Научным руководителем программы является декан факультета международных отношений Олег Алексеевич Колобов. Именно по его инициативе совместно с Духовным управлением мусульман Нижегородской области была создана эта программа.

Ее принципиальное отличие от новой программы состоит в том, что по программе исламских исследований обучаются в основном немусульмане. Факультет выпускает специалистов по международным отношениям и связям с общественностью, политологов и регионоведов. Студенты всех этих специальностей могут дополнительно посещать и занятия по программе исламских исследований.

Правда, программа эта очень обширна — 1 500 часов нужно пройти за два года. Очень большой языковой блок — мы обучаем ребят арабскому языку, разговорному татарскому и турецкому. Получается в день помимо своих часов еще плюс четыре часа по нашей программе. Нагрузка большая, но, несмотря на это, студентов по нашей программе обучается немало. Часть ребят говорят, что их привлекает языковая программа, другие — что знание основ Ислама и татарской культуры очень значимо для их будущих профессий.

— Шестилетний опыт программы исламских исследований — достойная база для дальнейшего развития этого направления образования. Будет ли она использована для реализации программы?

— Думаю, да. Здесь можно говорить о некой преемственности.

Вообще программа обучения мусульман на отделении регионоведения сейчас находится на стадии разработки. Но вообще, поскольку обучаться на этом отделении будут ребята, направляемые Советом муфтиев, в большинстве своем это, наверное, будут выпускники медресе и высших мусульманских учебных заведений России, люди уже подготовленные. Им будет нужно получить расширенный светский курс, а не изучать историю и основы Ислама, как делают студенты, обучающиеся по программе исламских исследований. Если ребят рекомендует СМР, значит, они достойно прошли определенный этап образования в богословском отношении и теперь нуждаются в получении универсальных знаний светского характера. Университет для этого идеально подходит.

— Фирдаус-ханум, вы являетесь председателем татарского культурно-просветительского центра «Якташлар» («Земляки»). Расскажите, пожалуйста, чем занимается сегодня эта организация.

— «Якташлар» существует с декабря 1998 года. С появлением в июле 2004 года Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, центр «Якташлар» работает под эгидой РНКАТНО. Я очень рада, что теперь в Нижнем Новгороде есть организация, объединяющая все татарские национальные центры, тем более что в свое время именно центр «Якташлар» был инициатором создания национально-культурной автономии татар.

— Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области активно сотрудничает с ДУМНО. Между тем некоторые представители татарских национальных организаций считают, что национальное должно быть отделено от религиозного. Что вы думаете по этому поводу?

— Действительно, во многих регионах ДУМ и РНКАТ работают отдельно. В нашем регионе — где татары составляют основу мусульманской уммы — сложились традиции тесного сотрудничества этих организаций. На мой взгляд, это наиболее рациональный путь развития: люди, работающие в ДУМНО, зарекомендовали себя на высоких правительственных уровнях. С их помощью можно продвигать решение многих важных национальных вопросов.

Испокон веков храм был центром не только духовной, но и культурной, образовательной жизни. В мечеть приходят учиться дети и их родители, вместе в один ряд они встают на намаз. Сосредоточение в стенах мечети духовной и культурной жизни народа — важнейший фактор, который нужно использовать и в деятельности РНКАТНО.

— В чем вы видите приоритетные направления этой деятельности?

— Сегодня в таком большом городе, как Нижний Новгород, нет ни одной школы, где дети изучали бы татарский язык. Когда мы собираемся с руководителями других национальных общин, я неустанно предлагаю открыть так называемую школу дружбы, где могли бы изучать родные языки представители таких национальностей, как мордва, армяне, азербайджанцы, конечно же, татары. Мы отправили не одно письмо с просьбой о выделении помещения под это учреждение. Безрезультатно. Об активности национальных организаций многие чиновники вспоминают, к сожалению, только накануне выборов и больших мероприятий. И это не только мое мнение. Это мнение многих руководителей национальных общин.

— Будете ли вы поднимать этот вопрос на второй научно-богословской конференции «Фаизхановские чтения», проведение которой запланировано на 17 июня 2005 года?

— Да. И не только этот вопрос. Вообще, возлагаю на это мероприятие большие надежды. Считаю, что это отличный способ консолидации сил ученых, просветителей и общественных деятелей, занимающихся проблемами сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В Нижнем Новгороде постоянно проводятся православные рождественские богословские чтения, в которых участвуют многие политики. Надеюсь, они окажут должное внимание и «Фаизхановским чтениям», тем более что итоговый документ этой конференции мог бы помочь им в решении многих насущных вопросов.

— Вы так ратуете за интересы нижегородских татар. Между тем сами вы родом из Казани.

— Да, я действительно родом из Казани, но Нижегородская земля уже давно стала для меня родной. Неважно, где ты живешь, главное – интересы родного народа. Помню, когда я приезжала в Казань, покойный Хайдар Бигичев, один из активистов казанского землячества нижегородских татар (кстати, тоже «Якташлар»), говорил: «О, якташ кильде!» — «Землячка приехала!». «Я же казанская татарка», — говорила я. «А ты везде якташ», — отвечал он.

На Нижегородчине — в с. Ура­зовка — родились мои дети, здесь я начала работать. В 1981-м году моего мужа направили сюда по распределению, я последовала за ним, уже беременная первым ребенком, хотя меня как выпускницу филологического факультета Казанского университета направляли в Москву в редакцию газеты «Труд».

С Уразовкой у меня связаны очень добрые воспоминания: в Нижегородской области у меня нет ни одного родственника, но мои уразовские соседи всегда окружали меня теплом и заботой.

На Нижегородской земле обрела я свое счастье — работу на благо родного народа и моих детей — Ляйсян и Рената. Всевышний дал мне то, что нужно моей душе, и я очень благодарна Ему за это.

Беседовала Алия Мухарирова

Интервью опубликовано в № 8 газеты «Медина аль-Ислам», июнь 2005 г.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!